Сибирские огни, 1973, №12
щйми заявлениями: «Как ни трудно разгра ничивать в поэзии форму от содержания, все же должен сознаться, что развилась и усовершенствовалась только форма, только внешность. Содержание же в громадном большинстве случаев крайне скудно: поэты только «делают вид», будто что-то говорят, повторяя давно сказанное, перепевая давно известное. Поэтому при всем разнообразии технических приемов современные русские поэты мучительно похожи друг на друга, все на одно лицо». Со всей непримиримостью он обрушива ется на книги, в которых были только «гладкие стихи», но не было первейшего элемента поэзии — художественных откры тий, новизны восприятия мира. Наиболее употребительными в его критике становятся понятия «живой поэт», «живая поэзия» и «мертвые стихи». Именно по этому водораз делу «живого» и «мертвого» проходят его разграничения поэзии подлинной и ненуж ного стихотворчества. Высший образец «живого поэта» для него в те годы — Блок. На неярком фоне 1912 г. он ставит на первое место среди дебютантов Н. Клюева с книгой «Сосен перезвон» только потому, что «у него нет стихов мертвых, каких много у современных стихотворцев», хотя, без со мнения, «огонь религиозного сознания», ок расивший его стихи, был чужд Брюсову. Но он, идя на уступки принципиального ха рактера, решил поддержать «огонь» вообще на фоне всеобщего затухания поэзии. Не случайно поэтому положительное отноше ние Брюсова к Н. Клюеву, быть может, не сколько преувеличенное, совпадает с вни манием к поэту Блока и объясняет истоки увлечения Н. Клюевым начинающего Есе нина. Не удовлетворяясь в полной мере никем из современников, не видя в них способно сти двигать поэзию в завтра, критик меч тает о появлении «Грядущего поэта», кЬто- рый вдохнет душу в мертвые формы, при даст смысл разработанному «механизму стихотворчества». Надо, впрочем, иметь в виду, что в 10-е годы его искания «Гряду щего поэта» проходили в стороне от реаль ных процессов становления нового метода, связанного с новаторством Горького. По иски новых путей в искусстве вытекали из неудовлетворенности творческими принци пами символизма, но не ознаменовались еще пониманием социальных сдвигов, веду щих к обновлению всей культуры. Брюсов же только в догадках, смутно, незрело, но убежденно ставил вопрос о больших пере менах в будущем искусстве. В своем литературном окружении Брюсов более всего не любил «подбрюснико:» своих старательных подражателей, как не любил всех, идущих проторенными путями. По-иному, заинтересованно, он относился к своим оппонентам из других поэтических школ. По свидетельству Н. Асеева, посе щавшего «Брюсовские среды» в 1914 г., иногда попадал сюда и Маяковский, и тог да разгорались споры «врагов». Маяков ский, находясь тогда в союзе с футуриста ми, подписался под призывом манифеста «Пощечина общественному вкусу» (1912): «Стащим бумажные латы с воина Брюсо ва». Валерий Брюсов был для футуристов фи гурой, которую необходимо опрокинуть. В условиях ожесточенных нападок с их сто роны Брюсов, сохраняя спокойствие и объективность, с глубоким вниманием вгля дывался в силы и возможности группы. Он написал ряд развернутых критических ста тей о футуризме и его отдельных предста вителях. Его привлекали отдельные пункты их доктрины, в частности, провозглашение поэта Лицом Своего Времени, а также ис кания в языке, как реакция на обветшалую поэтику прошлого. Брюсовские оценки но вого течения несколько преувеличены. Он склонялся даже к тому, чтобы предполо жить «возможное будущее» футуризма, и не видел, что оба направления, и симво лизм и футуризм, имеют общие модернист ские корни. В то же время злободневным был его спор с футуристами по поводу от рицания ими культурных ценностей. Из общей массы поэтов футуристической школы Брюсов выделил тех, кого нельзя было ограничить рамками направления и кому в недалеком будущем суждено было стать ведущими поэтами. Это — Маяков ский, Асеев, Пастернак. Критик оказался поистине прозорлив в их оценке. Сказанное о Маяковском в 1914 г. только на основа нии одной книги, — «у него есть свое вос приятие действительности, есть воображе ние и умение изображать», — в контексте брюсовских выступлений тех лет означало высшее признание поэта. Тогда же сурово и доброжелательно бы ла рассмотрена Брюсовым первая книга Пастернака «Близнец в тучах» (1914). Су ровая критика недостатков во «владении стихом» послужила хорошей школой для молодого поэта. Но уже в первых выска зываниях о Пастернаке определена самая сильная черта его таланта — яркая само бытность (черта, отмеченная также Горь ким) . В годы Советской власти Брюсов ^ актив но сотрудничает в первых критико-библио графических журналах и — как рецензент — в Госиздате. В 1921—1924 гг. он — ве дущий обозреватель поэзии в журнале «Пе чать и революция». Вопросы выработки марксистской методологии, поднимаемые в журнале, активная борьба с формалистиче ским методом опоязовцев не могли не спо собствовать усилению социологических эле ментов в критике Брюсова. Его послеок тябрьские статьи «Смысл современной поэ зии» (1920), «Пролетарская поэзия» (1920), «Среди стихов», «Вчера, сегодня, завтра русской поэзии» (1922) по глубине анализа литературных явлений начала XX в. принадлежат к лучшим страницам советской литературной критики. Статья «Вчера, сегодня, завтра русской поэзии» написана к пятилетию советской поэзии, но выходит за пределы обзора. Это — глубокий разрез всех фаз движения рус ской поэзии на рубеже двух эпох, из кото рого следуют выводы о том, что Октябрь открыл небывалые возможности творческо го расцвета культуры. Историческая пер спектива «завтрашнего дня» поэзии, рож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2