Сибирские огни, 1973, №12
руя книги начинающих авторов, он впервые высказал мысль, которая пройдет красной нитью через все его статьи 1910-х годов и будет повторена в самых зрелых его крити ческих работах послереволюционного, пос леоктябрьского периода: поэт, как Антей, получает силу, лишь касаясь земли. В статьях Брюсова особенно обостряется критика символистского течения, стремив шегося «быть вне времени и пространства», он отвергает принцип безразличия к выбо ру объекта, констатирует исчерпанность поэтики искусства «вчерашнего дня». Ощу щая кризис отживших течений, Брюсов жадно ищет силы обновления среди поэтов, входящих в литературу в 10-е годы. Он не пропускает ни одного нового сборника, при слушивается ко всем вновь зазвучавшим голосам. Многие его обзоры охватывают по 30—50 книг. Однако общая картина моло дой поэзии этих лет вызывает его резкое осуждение именно потому, что молодое по коление не преодолело губительных послед ствий символизма — «роковой оторванно сти от жизни». Отсюда холодность, манер ность, риторика, бесцветность, подражатель ность — болезненные явления, поразившие поэзию. Брюсов ставит их точный диагноз, настойчиво объясняя молодежи причину многих неудач: «Наши молодые поэты жи вут в фантастическом мире, ими для себя созданном, и как будто ничего не знают о том, что совершается вокруг нас, что еже дневно встречают наши глаза, о чем еже дневно нам приходится говорить и думать». Из своих учеников Брюсов уделил очень большое внимание Гумилеву, посвятив ре цензии всем его первым сборникам. Но был ли признан им Гумилев как поэт? Со сто роны результатов усердной разработки формы—да. Но в целом оценка Гумилева и гумилевской линии была строго осужда ющей. Да Гумилев и пренебрегал совета ми учителя откликнуться на события сов ременности («Это слишком связано с газе тами») и откровенно признавался, что не в силах увидеть гармонию в мире обыденно го и что в мире вымысла это дается ему легко. Брюсов со всей беспристрастностью подверг критике гумилевскую точку зрения на искусство и его прекрасные по форме, но уводящие в несуществующие страны стихи. Не случайно рецензия на книгу Гу милева «Жемчуга» (1911) развертывается в одно из самых замечательных выступлений Брюсова о соотношении реальных впечат лений и фантазии. Его основной тезис: «Как только искусство отрывается от действи тельности, его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают». Среди общей массы стихотворцев Брюсов в 1910—11 гг. выделяет только три-четыре имени. В их числе —Марина Цветаева, де бютировавшая книгой «Вечерний альбом» (1910). Она замечена Брюсовым потому, что «...отправляется от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действи тельно пережитого... вводит а поэзию пов седневность... берет непосредственно черты жизни» (подчеркнуто мной.— Т. А .). Отте нок неудовлетворения, который преоблада ет все же в брюсовской критике первых стихов Цветаевой, особенно ее второго сборника «Волшебный фонарь» (1912), выз ван другим фактором — альбомным харак тером многих стихотворений, не выходящих за пределы описания родных и знакомых. Поэзия такого рода, при всей снисходитель ности к неподдельной наивности юного поэ та, не могла быть встречена Брюсовым со чувственно. Десять лет спустя, в 1922 г., в ее книге «Версты» он увидит те же пороки обособленности от времени. И опять прозву чит его суровый приговор. Эта же позиция Брюсова наложила отпе чаток на оценки первых книг А. Ахматовой. Критиком точно намечены психологические черты лирического «я» стихов поэтессы. Он видит преимущество Ахматовой перед дру гими стихотворцами камерного плана в «остроте» психологических переживаний, в «исключительности восприятия мира». Бо лее всего ему импонировало пушкинское начало, проявившееся в стихах; сдержан ность, лаконизм, простота сразу выдавали руку мастера. Однако в целом ее поэзия — «голос души, повествующий как бы целый роман»,— принимается критиком с оговор кой. Он ставит вопрос об ограниченности поэтического мира А. Ахматовой, в силу че го ее поэзия не может получить «значения всеобщего». Критика А. Ахматовой перей дет в резкое осуждение в 20-е годы, когда особенно обнаружится, что поэтизация «ма лого мира» идет вразрез с общими устрем лениями времени и литературы. Тогда, с выходом сборника «Anno Domini», он за числит ее в «синодик поэтов-окаменелостей». Категоричность Брюсова, вызванная зада чами борьбы тех лет, не лишена оснований. Для многих поэтов, вышедших из модер нистских кругов, новая действительность тогда еще не стала объектом художествен ного освоения. Критика Брюсовым поэзии «малого ми ра» основывалась на глубоко продуманной им эстетичесйой концепции, опирающейся на традиции корифеев русской лирики, та ких, как Пушкин, Боратынский, Тютчев. Он мерил искусство высокой мерой — как об ласть, в которой не должно быть места «ничему мелочному, никакому ничтожному чувствованию». ...В 1913 г. молодая поэтесса М. Морав ская обратилась к признанному мэтру с просьбой написать предисловие к ее книге. Представлять читателю новые имена было для него делом привычным и желанным. Охотно согласившись, он написал беспри страстную заметку, которая оказалась на правленной против такого типа лириков, каким была Моравская. Брюсов называл ее «поэтом своей души» и давал убийствен ную характеристику: «Самые малые движе ния души самого поэта важнее, чем самые великие события, совершающиеся во вне». Моравская предпочла отказаться от преди словия, чтобы не обнародовать приговора, вынесенного Брюсовым. Но жизнь вынесла ей такой же приговор, ее стихи не имели никакого отклика в сердцах людей. Брюсов считал своим первейшим долгом критика защитить поэзию от «пустяков и мелочей». Его главным врагом становится бессодержательность в искусстве. Не слу чайно в 10-е годы он выступает со следую-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2