Сибирские огни, 1973, №12
вая на резкое отличие от мистических сим волистских кружков тогдашней Москвы. Брюсова без преувеличения можно назвать первым учителем стиховедения, первым ини циатором пропаганды стиховедческой куль туры. Он берется за научные разработки теории стиха, мечтает о создании Академии поэзии и приступает к практической разра ботке программ изучения стиховедческой науки. Его смелым замыслам суждено было осуществиться только с победой Великого Октября. Накопленный в 10-е годы опыт работы с молодыми поэтами помог Брюсову в слож ной обстановке послереволюционных лет найти свое место в обновленном мире. Что объединяло «старика» Брюсова (таким он был в восприятии поэтов, рожденных Ок тябрем) с силами нового революционного искусства? Его творчество перешагнуло ру беж культуры, которую он сам называл «вчерашним днем русской поэзии», и вли лось в «завтрашний день». Этот путь отме чен постоянной готовностью поэта быть там, где «громы и взрывы» эпохи. Мысль о благотворном воздействии на художника переломных этапов истории содержится во многих его высказываниях. С особой силой воплотилась она в знаменитом стихотворе нии «Кинжал» (1903): Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я —песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет. Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми,— затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали. йоэт, который считал годом наивысше го подъема своих творческих сил револю ционный 1905-й, поэт, по жизни которого прокатилось эхо трех революций и мировой войны, поэт, который понял великий исто рический смысл победоносного шествия про летариата и пошел вместе с ним, не мог не оказаться в передовых рядах литературы. Послеоктябрьские события захватили Брюсова. Настроение восторга — характер ная черта поэзии тех лет — пронизывает и его творчество. В сборнике стихов, вышед шем в 1920 г. под названием «В такие дни!», есть строки: И вот свершилось. Рок принял грезы. Вновь показал свою превратность: Из круга жизни, из мира прозы Мы вь 1 брошены в невероятность! Нам слышны громы: то —вековые Устои рушатся в провалы; Над снежной ширью былой России Рассвет сияет небывалый. Он был одним из тех «стариков», которые старались принять новые веяния в литера туре. Оставаясь по-прежнему мэтром в сти ховедении, он становится учеником в ис пользовании новых художественных прие мов, интонаций, рожденных революцией. Он перестраивает на иной лад свой стих, про бует новую рифму под воздействием таких новаторов в этой области, как Маяковский, Пастернак, Асеев. Он говорит: «Идти впе ред невозможно, если... не переходить к молодежи. Мое самое большое стремле ние — быть с молодыми и понять их». Естественным итогом многолетней педаго гической деятельности Брюсова явилось соз дание по его инициативе первого в стране вуза по подготовке творческих, писатель ских кадров и популяризаторов литературы. Доводам о ненужности учить поэтов писать стихи Брюсов противопоставлял свое твер дое убеждение: «...В каждом искусстве есть две стороны: творческая и техническая. Если даже признать творческие способно сти исключительно «врожденным даром» (что еще спорно), то техническая сторона искусства, ремесло художника, конечно, может быть и должно быть изучаемо... В области искусства слова тоже существу ют чисто технические знания, за последние десятилетия разработанные в ряде наук. Почему же всех писателей оставлять само учками, забывая формулу «наука сокраща ет нам опыты быстротекущей жизни». Высший литературно-художественный ин ститут (ВЛХИ) —любимое детище Брюсо ва. Большой писатель, ученый, обладающий огромной эрудицией, человек с неиссякае мой энергией, В. Я. Брюсов занимал пост ректора института, отвечая за весь комплекс проблем, начиная от подбора слушателей и кончая заботой о помещении. Как профес сор, он вел курсы античной литературы, энциклопедии стиха, периодически читал лекции по истории математики, неизменно оставался душой всех классов стиха, где разбирались первые строки начинающих поэтов. В институт ежегодно прибывало от 300 до 500 начинающих литераторов, пол ных жажды учиться мастерству у своего старшего собрата. Создание ВЛХИ получило высокую опен ку Наркома просвещения А. В. Луначарско го. В юбилейной речи на вечере чествования Брюсова в Большом театре 16 декабря 1923 г. он подчеркнул: «Это тот своеобраз ный институт, в котором преподается высо кое мастерство слова не в абстракции, не схоластически, а с целым рядом уклонов к самой жизни, к самым непосредственным требованиям в ее настоящий день». И в сегодняшнем литературоведении ус пешно работают ученики Брюсова, окончив шие ВЛХИ. Учительство Брюсова имело широкий ре зонанс. Даже те поэты, которые не были прямыми его учениками или последовате лями, чье творчество развивалось в ином направлении, говорили о благотворном воз действии его на судьбы молодого поколе ния. Такую признательность выразил С. Есенин, откликнувшись на смерть поэта статьей, в которой писал: «Все мы учились у него. Все мы знаем, какую роль играл он в развитии русского стиха... Он всегда при ветствовал молодое и свежее в поэзии... Он мудро знал, что смена поколений всегда ставит точку над юными». Со времени революционного подъема 1905 г. литературная позиция Брюсова не уклонно начинает определяться как пози ция борца против декадентства. Програм мным пунктом всех его выступлений стано вится критика современных поэтов за ра зобщенность с жизнью. В 1906 г., рецензи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2