Сибирские огни, 1973, №12

вая на резкое отличие от мистических сим­ волистских кружков тогдашней Москвы. Брюсова без преувеличения можно назвать первым учителем стиховедения, первым ини­ циатором пропаганды стиховедческой куль­ туры. Он берется за научные разработки теории стиха, мечтает о создании Академии поэзии и приступает к практической разра­ ботке программ изучения стиховедческой науки. Его смелым замыслам суждено было осуществиться только с победой Великого Октября. Накопленный в 10-е годы опыт работы с молодыми поэтами помог Брюсову в слож­ ной обстановке послереволюционных лет найти свое место в обновленном мире. Что объединяло «старика» Брюсова (таким он был в восприятии поэтов, рожденных Ок­ тябрем) с силами нового революционного искусства? Его творчество перешагнуло ру­ беж культуры, которую он сам называл «вчерашним днем русской поэзии», и вли­ лось в «завтрашний день». Этот путь отме­ чен постоянной готовностью поэта быть там, где «громы и взрывы» эпохи. Мысль о благотворном воздействии на художника переломных этапов истории содержится во многих его высказываниях. С особой силой воплотилась она в знаменитом стихотворе­ нии «Кинжал» (1903): Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я —песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет. Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми,— затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали. йоэт, который считал годом наивысше­ го подъема своих творческих сил револю­ ционный 1905-й, поэт, по жизни которого прокатилось эхо трех революций и мировой войны, поэт, который понял великий исто­ рический смысл победоносного шествия про­ летариата и пошел вместе с ним, не мог не оказаться в передовых рядах литературы. Послеоктябрьские события захватили Брюсова. Настроение восторга — характер­ ная черта поэзии тех лет — пронизывает и его творчество. В сборнике стихов, вышед­ шем в 1920 г. под названием «В такие дни!», есть строки: И вот свершилось. Рок принял грезы. Вновь показал свою превратность: Из круга жизни, из мира прозы Мы вь 1 брошены в невероятность! Нам слышны громы: то —вековые Устои рушатся в провалы; Над снежной ширью былой России Рассвет сияет небывалый. Он был одним из тех «стариков», которые старались принять новые веяния в литера­ туре. Оставаясь по-прежнему мэтром в сти­ ховедении, он становится учеником в ис­ пользовании новых художественных прие­ мов, интонаций, рожденных революцией. Он перестраивает на иной лад свой стих, про­ бует новую рифму под воздействием таких новаторов в этой области, как Маяковский, Пастернак, Асеев. Он говорит: «Идти впе­ ред невозможно, если... не переходить к молодежи. Мое самое большое стремле­ ние — быть с молодыми и понять их». Естественным итогом многолетней педаго­ гической деятельности Брюсова явилось соз­ дание по его инициативе первого в стране вуза по подготовке творческих, писатель­ ских кадров и популяризаторов литературы. Доводам о ненужности учить поэтов писать стихи Брюсов противопоставлял свое твер­ дое убеждение: «...В каждом искусстве есть две стороны: творческая и техническая. Если даже признать творческие способно­ сти исключительно «врожденным даром» (что еще спорно), то техническая сторона искусства, ремесло художника, конечно, может быть и должно быть изучаемо... В области искусства слова тоже существу­ ют чисто технические знания, за последние десятилетия разработанные в ряде наук. Почему же всех писателей оставлять само­ учками, забывая формулу «наука сокраща­ ет нам опыты быстротекущей жизни». Высший литературно-художественный ин­ ститут (ВЛХИ) —любимое детище Брюсо­ ва. Большой писатель, ученый, обладающий огромной эрудицией, человек с неиссякае­ мой энергией, В. Я. Брюсов занимал пост ректора института, отвечая за весь комплекс проблем, начиная от подбора слушателей и кончая заботой о помещении. Как профес­ сор, он вел курсы античной литературы, энциклопедии стиха, периодически читал лекции по истории математики, неизменно оставался душой всех классов стиха, где разбирались первые строки начинающих поэтов. В институт ежегодно прибывало от 300 до 500 начинающих литераторов, пол­ ных жажды учиться мастерству у своего старшего собрата. Создание ВЛХИ получило высокую опен­ ку Наркома просвещения А. В. Луначарско­ го. В юбилейной речи на вечере чествования Брюсова в Большом театре 16 декабря 1923 г. он подчеркнул: «Это тот своеобраз­ ный институт, в котором преподается высо­ кое мастерство слова не в абстракции, не схоластически, а с целым рядом уклонов к самой жизни, к самым непосредственным требованиям в ее настоящий день». И в сегодняшнем литературоведении ус­ пешно работают ученики Брюсова, окончив­ шие ВЛХИ. Учительство Брюсова имело широкий ре­ зонанс. Даже те поэты, которые не были прямыми его учениками или последовате­ лями, чье творчество развивалось в ином направлении, говорили о благотворном воз­ действии его на судьбы молодого поколе­ ния. Такую признательность выразил С. Есенин, откликнувшись на смерть поэта статьей, в которой писал: «Все мы учились у него. Все мы знаем, какую роль играл он в развитии русского стиха... Он всегда при­ ветствовал молодое и свежее в поэзии... Он мудро знал, что смена поколений всегда ставит точку над юными». Со времени революционного подъема 1905 г. литературная позиция Брюсова не­ уклонно начинает определяться как пози­ ция борца против декадентства. Програм­ мным пунктом всех его выступлений стано­ вится критика современных поэтов за ра­ зобщенность с жизнью. В 1906 г., рецензи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2