Сибирские огни, 1973, №12

Критика и библиография Т. Анчугова «ЗА ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РУССКОЙ ПОЭЗИИ!» (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. я. БРЮСОВА) Удивительная способность В. Я. Брюсова открывать и растить молодые таланты оп­ ределила его особую роль учителя начинаю­ щих поэтов в литературе начала XX в. Ра­ бота Брюсова с молодыми стихотворцами по размаху, по разнообразию форм, по затра­ ченной им огромной энергии — явление своего рода уникальное: она уступает лишь гигантской деятельности Горького по вос­ питанию молодых литераторов, но идет в том же направлении. В потоке писем Брюсову, от беглых строк его первых почитателей до приветствий в дни его 50-летнего юбилея, непрерывной нотой звучит одно и то же признание: «Вы — мой учитель...»; «Ваши кййги были моими учебниками...»; «Считаем себя Ва­ шими учениками». «Глубокоуважаемый Валерий Яковлевич! Ваше письмо о моих стихах и рецензиях до­ ставило мне много приятных минут. Ваше мнение для меня — одно из самых веских н достоверных, ибо Вы давно влияете на меня Вашими книгами»,— это пишет моло­ дой Блок в 1903 г., когда Брюсов сам, по сути дела, только начинал как поэт. Его книги «Tertia vigilia» («Третья стража» — 1901 г.), «Urbi et огЫ» («Городу и миру» — 1904 г.), «Stephanos» («Венок» — 1905 г.) оказали сильное воздействие на младших современников; они называли поэта не ина­ че, как «мэтр», и говорили о нем в во­ сторженных тонах. Тот же Блок испытывал большое воодушевление при чтении книги «Urbi et огЫ», находя в ней «ряд небыва­ лых откровений, озарений почти гениаль­ ных». В одном из писем он говорит о пере­ полнявшей его радости при встрече с кни­ гой: «Долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгладил всех стра­ ниц, не пронзил сердца всеми запятыми». В дальнейшем, «переболев» Брюсовым, Блок подходил к его поэзии с охлажденной трез­ востью, но сохранил признательность ему, как одному из своих непосредственных учи­ телей. Поэты видели в Брюсове новатора, хотя многие из них пошли дальше в развитии и утверждении его поэтических открытий, и в первую очередь — Блок. Взаимоотношения учителя и учеников на­ чинались, как обычно, с увлечения его поэ­ зией, но имелась и другая, не менее важная, сторона — неиссякаемый интерес самого Брюсова к «новым и молодым», его не­ обыкновенная способность привлекать их к совместной работе, вводить в литературу. Первые проблески таланта Блока Брюсов заметил сразу. В 1903 г. в его Дневнике появилась запись: «Из «новых и молодых» самый интересный Блок», а в письме ему он написал: «Я высоко ценю Вас как поэта...». Нести на суд Брюсову первые стихи вош­ ло в традицию литературных кругов. Он был первым ценителем стихов Блока, Бело­ го, Волошина, Городецкого, Кузьмина, Гу­ милева. Список поэтов, соприкоснувшихся с Брюсовым, расширился в 10-е годь!: в не­ го вошли представители демократической, крестьянской, рабочей среды и националь­ ных меньшинств. Он поддержал поэта и художника из Казани П. Радимова. Его пе­ ру принадлежат предисловия к первой кни­ ге Н. Клюева <^Сосен перезвон» (1912) и книге «Эра славы» (1918) «певца рабочих рук» И. Филиппченко. Суровость критики, которой прославился мэтр в своих строгих, придирчивых разбо­ рах стихотворной формы, не отпугивала юных поэтов. Подлинный талант уходил от него всегда окрыленным, получал поддерж­ ку в его рецензиях. По первой книге он умел угадывать будущее поэта. Брюсову не было равных в обширных поз­ наниях русского стиха, и этими знаниями он щедро делился. Стремление к учительству «самого культурного писателя на Руси» (по определению Горького) в 10-е годы про­ является в различных областях, и особен­ но широко в педагогической работе и крити­ ческой деятельности. Посещавший брюсовские «среды» Н. Асе­ ев называет их «мастерской стиха», указы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2