Сибирские огни, 1973, №12
Критика и библиография Т. Анчугова «ЗА ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РУССКОЙ ПОЭЗИИ!» (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. я. БРЮСОВА) Удивительная способность В. Я. Брюсова открывать и растить молодые таланты оп ределила его особую роль учителя начинаю щих поэтов в литературе начала XX в. Ра бота Брюсова с молодыми стихотворцами по размаху, по разнообразию форм, по затра ченной им огромной энергии — явление своего рода уникальное: она уступает лишь гигантской деятельности Горького по вос питанию молодых литераторов, но идет в том же направлении. В потоке писем Брюсову, от беглых строк его первых почитателей до приветствий в дни его 50-летнего юбилея, непрерывной нотой звучит одно и то же признание: «Вы — мой учитель...»; «Ваши кййги были моими учебниками...»; «Считаем себя Ва шими учениками». «Глубокоуважаемый Валерий Яковлевич! Ваше письмо о моих стихах и рецензиях до ставило мне много приятных минут. Ваше мнение для меня — одно из самых веских н достоверных, ибо Вы давно влияете на меня Вашими книгами»,— это пишет моло дой Блок в 1903 г., когда Брюсов сам, по сути дела, только начинал как поэт. Его книги «Tertia vigilia» («Третья стража» — 1901 г.), «Urbi et огЫ» («Городу и миру» — 1904 г.), «Stephanos» («Венок» — 1905 г.) оказали сильное воздействие на младших современников; они называли поэта не ина че, как «мэтр», и говорили о нем в во сторженных тонах. Тот же Блок испытывал большое воодушевление при чтении книги «Urbi et огЫ», находя в ней «ряд небыва лых откровений, озарений почти гениаль ных». В одном из писем он говорит о пере полнявшей его радости при встрече с кни гой: «Долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгладил всех стра ниц, не пронзил сердца всеми запятыми». В дальнейшем, «переболев» Брюсовым, Блок подходил к его поэзии с охлажденной трез востью, но сохранил признательность ему, как одному из своих непосредственных учи телей. Поэты видели в Брюсове новатора, хотя многие из них пошли дальше в развитии и утверждении его поэтических открытий, и в первую очередь — Блок. Взаимоотношения учителя и учеников на чинались, как обычно, с увлечения его поэ зией, но имелась и другая, не менее важная, сторона — неиссякаемый интерес самого Брюсова к «новым и молодым», его не обыкновенная способность привлекать их к совместной работе, вводить в литературу. Первые проблески таланта Блока Брюсов заметил сразу. В 1903 г. в его Дневнике появилась запись: «Из «новых и молодых» самый интересный Блок», а в письме ему он написал: «Я высоко ценю Вас как поэта...». Нести на суд Брюсову первые стихи вош ло в традицию литературных кругов. Он был первым ценителем стихов Блока, Бело го, Волошина, Городецкого, Кузьмина, Гу милева. Список поэтов, соприкоснувшихся с Брюсовым, расширился в 10-е годь!: в не го вошли представители демократической, крестьянской, рабочей среды и националь ных меньшинств. Он поддержал поэта и художника из Казани П. Радимова. Его пе ру принадлежат предисловия к первой кни ге Н. Клюева <^Сосен перезвон» (1912) и книге «Эра славы» (1918) «певца рабочих рук» И. Филиппченко. Суровость критики, которой прославился мэтр в своих строгих, придирчивых разбо рах стихотворной формы, не отпугивала юных поэтов. Подлинный талант уходил от него всегда окрыленным, получал поддерж ку в его рецензиях. По первой книге он умел угадывать будущее поэта. Брюсову не было равных в обширных поз наниях русского стиха, и этими знаниями он щедро делился. Стремление к учительству «самого культурного писателя на Руси» (по определению Горького) в 10-е годы про является в различных областях, и особен но широко в педагогической работе и крити ческой деятельности. Посещавший брюсовские «среды» Н. Асе ев называет их «мастерской стиха», указы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2