Сибирские огни, 1973, №12
раси превратился в местного жителя — бен гальца, который не бежал, как многие дру гие при наступлении пакистанских карате- лей, а остался, да еще пытается вроде бы даже обслуживать пакистанских вояк, тор говать с ними. На деле же он дурачит и обирает пришельцев, пользуясь тем, что они — чужаки на этой земле, что они не понимают местного языка, обычаев, не зна ют самой природы края. Заодно с ним еще несколько таких же вроде бы простаков, которые в конце концов, напоив капитана и его солдат, приводят им, по их требова нию, для развлечения нескольких танцов щиц, на деле оказывающихся переодетыми партизанами и вскоре захватывающих не задачливых вояк в плен. Пьеса кончалась пением гимна Бангладеш и маршем под развернутыми знаменами молодой респуб лики... Но это — внешняя канва. В диалогах ге роев. особенно в отроумных репликах Чап- раси капитану Кхану в ответ на его высо комерные политические рассуждения, тонко высмеивались религиозные предрассудки, бичевались фанатизм и тупость идеологов некоторых националистических партий, пы тающихся строить политику на основе этих предрассудков и фанатизма. Создавая этот яркий, убедительный спектакль о Бангладеш, Хабиб помогал си лам, поддерживавшим молодую республи ку, не только словом, но и делом: все сбо ры от продажи билетов на эти спектакли театр передал в фонд помощи бенгальским беженцам. Уже будучи в Москве, я получил от Хаби ба письмо. «Я так хочу надеяться,— писал Хабиб,— что эта война была последней на Индоста не, что войны на нашем полуострове ушли в прошлое, как ушел этот трудный, тревож ный год... И я с надеждой смотрю в год наступающий. Я немного суеверен (это бы вает с актерами.) и боюсь говорить об этом, но есть надежда, что скоро наш театр по лучит, наконец, субсидию от правительства. И тогда мы заживем настоящей жизнью. Ребята смогут оставить работу ради куска хлеба и отдать себя полностью театру. А самое главное — я смогу обеспечить по стоянной работой в театре моих чаттисгар- цев... Помогая им стать профессиональны ми актерами, мы поднимаем их морально. Мы будим заложенные в них силы, о ко торых они, быть может, и сами не догады ваются. Они буквально расцветают здесь, в Дели. Они сами удивляются своим та лантам. А что же будет, если мне удастся ког да-нибудь осуществить мою самую завет ную мечту — вывезти их на гастроли в за рубежные страны? Когда они увидят театр Европы, театр Советского Союза, познако мятся с европейской культурой, столь от личной от их собственной и столь богатой? Невозможно ни предугадать, ни предста вить себе, что с ними произошло бы, как они расцвели бы от этого общения. И если честно говорить, доведись мне ре шать, кто должен представлять театраль ное искусство Индии зарубежному зрителю, я не смог бы остановиться ни на одном из ныне действующих индийских театров, но я смело повез бы чаттисгарцев. Через два- три года игры в профессиональном театре они пройдут дополнительную школу, они окрепнут актерски, окончательно поверят в себя, и их можно будет везти, не боясь. И это будет демонстрацией настоящего индийского театра. Если -мир должен уви деть что-то из Индии, я имею в виду драма тический театр, так это — именно они. Что проку везти за границу «образованных» ак теров вроде меня, которые будут действо вать и играть «правильно» — так, как иг рают в европейском или американском те атре? Это — Европа. Это — Америка. Ко му нужно еще подражание этому, приве зенное из Индии? А они играют, танцуют, поют очень по-ин дийски. Никто на Западе не сможет иг рать так, как они. Они — то, что они_есть. Они играют себя. Их лица очень индийские. И это есть настоящая, чистая Индия. Без наносов подражания Западу или театру ка кой-либо другой страны. Они могут совершенствоваться. Они мо гут вбирать в себя современный театр, вос принимать и переживать его, обогащать им свое искусство. Но они не могут быть под ражателями. Они слишком талантливы, а главное, по натуре своей — слишком есте ственны, чтобы быть подражателями. Вот мои мечты на будущее. Подкрепи их добрым русским пожеланием...» ДЕЛИ — МОСКВА. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2