Сибирские огни, 1973, №12

раси превратился в местного жителя — бен­ гальца, который не бежал, как многие дру­ гие при наступлении пакистанских карате- лей, а остался, да еще пытается вроде бы даже обслуживать пакистанских вояк, тор­ говать с ними. На деле же он дурачит и обирает пришельцев, пользуясь тем, что они — чужаки на этой земле, что они не понимают местного языка, обычаев, не зна­ ют самой природы края. Заодно с ним еще несколько таких же вроде бы простаков, которые в конце концов, напоив капитана и его солдат, приводят им, по их требова­ нию, для развлечения нескольких танцов­ щиц, на деле оказывающихся переодетыми партизанами и вскоре захватывающих не­ задачливых вояк в плен. Пьеса кончалась пением гимна Бангладеш и маршем под развернутыми знаменами молодой респуб­ лики... Но это — внешняя канва. В диалогах ге­ роев. особенно в отроумных репликах Чап- раси капитану Кхану в ответ на его высо­ комерные политические рассуждения, тонко высмеивались религиозные предрассудки, бичевались фанатизм и тупость идеологов некоторых националистических партий, пы­ тающихся строить политику на основе этих предрассудков и фанатизма. Создавая этот яркий, убедительный спектакль о Бангладеш, Хабиб помогал си­ лам, поддерживавшим молодую республи­ ку, не только словом, но и делом: все сбо­ ры от продажи билетов на эти спектакли театр передал в фонд помощи бенгальским беженцам. Уже будучи в Москве, я получил от Хаби­ ба письмо. «Я так хочу надеяться,— писал Хабиб,— что эта война была последней на Индоста­ не, что войны на нашем полуострове ушли в прошлое, как ушел этот трудный, тревож­ ный год... И я с надеждой смотрю в год наступающий. Я немного суеверен (это бы­ вает с актерами.) и боюсь говорить об этом, но есть надежда, что скоро наш театр по­ лучит, наконец, субсидию от правительства. И тогда мы заживем настоящей жизнью. Ребята смогут оставить работу ради куска хлеба и отдать себя полностью театру. А самое главное — я смогу обеспечить по­ стоянной работой в театре моих чаттисгар- цев... Помогая им стать профессиональны­ ми актерами, мы поднимаем их морально. Мы будим заложенные в них силы, о ко­ торых они, быть может, и сами не догады­ ваются. Они буквально расцветают здесь, в Дели. Они сами удивляются своим та­ лантам. А что же будет, если мне удастся ког­ да-нибудь осуществить мою самую завет­ ную мечту — вывезти их на гастроли в за­ рубежные страны? Когда они увидят театр Европы, театр Советского Союза, познако­ мятся с европейской культурой, столь от­ личной от их собственной и столь богатой? Невозможно ни предугадать, ни предста­ вить себе, что с ними произошло бы, как они расцвели бы от этого общения. И если честно говорить, доведись мне ре­ шать, кто должен представлять театраль­ ное искусство Индии зарубежному зрителю, я не смог бы остановиться ни на одном из ныне действующих индийских театров, но я смело повез бы чаттисгарцев. Через два- три года игры в профессиональном театре они пройдут дополнительную школу, они окрепнут актерски, окончательно поверят в себя, и их можно будет везти, не боясь. И это будет демонстрацией настоящего индийского театра. Если -мир должен уви­ деть что-то из Индии, я имею в виду драма­ тический театр, так это — именно они. Что проку везти за границу «образованных» ак­ теров вроде меня, которые будут действо­ вать и играть «правильно» — так, как иг­ рают в европейском или американском те­ атре? Это — Европа. Это — Америка. Ко­ му нужно еще подражание этому, приве­ зенное из Индии? А они играют, танцуют, поют очень по-ин­ дийски. Никто на Западе не сможет иг­ рать так, как они. Они — то, что они_есть. Они играют себя. Их лица очень индийские. И это есть настоящая, чистая Индия. Без наносов подражания Западу или театру ка­ кой-либо другой страны. Они могут совершенствоваться. Они мо­ гут вбирать в себя современный театр, вос­ принимать и переживать его, обогащать им свое искусство. Но они не могут быть под­ ражателями. Они слишком талантливы, а главное, по натуре своей — слишком есте­ ственны, чтобы быть подражателями. Вот мои мечты на будущее. Подкрепи их добрым русским пожеланием...» ДЕЛИ — МОСКВА. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2