Сибирские огни, 1973, №12
Это уже совсем интриговало. С детства каждый из тех, кто сидел или стоял на ков ре и вокруг него, знал старую классическую пьесу «Индра Сабха» — о жизни и взаимо отношениях богов, богинь, полубогов и просто святых людей при дворе бога солн ца Индры. Знали и слова — Люк Сабха: так на хиндустани называется нижняя палата индийского парламента. А тут вдруг — «Индер Лок Сабха». Вро де бы и то и не то. Сперва на сцену поднимался Хабиб Тан- вир — сухощавый, осунувшийся, со спо койными, немножко грустными чертами ли ца. Он говорил на простонародном хиндус тани. Он говорил, что его театр не собира ется просто поразвлечь их, заполнить ве черний досуг. Он собирается показать им нечто, что заставит задуматься. Тем временем за его спиной настраива лись нехитрые инструменты, из которых, пожалуй, самыми сложными были неболь шая гармония и барабан. Люди, приехав шие в кузове грузовика, сбрасывали паль то и халаты, снимали с голов повязки, и оказывалось вдруг, что они одеты в са мые разнообразные, порой весьма неожи данные костюмы. Один был в коигрессист- ском традиционном камзоле и в дхоти, дру гой —■в привычной одежде крестьянина, третий — в полицейских шортах, в оранже вой, цвета флага Джан Сангха. спортивной рубашке и такой же пилоточке. И V всех на груди были нашиты избирательные эмб лемы той или иной партии. Начинала играть музыка, и на авансцену, распевая на мотивы народных чаттисгар- ских мелодий веселые куплеты, выходил популярный герой индийских народных ска зок Нахрадж. Классическая пьеса «Индра Сабха», на писанная в X IX веке народным поэтом Ама- радхом, игралась в виде оперы еще 100 лет назад при дворе Фондари-шаха в Лакнау. Она пользовалась огромной популярно стью у индийских театральных трупп в пер вой половине этого века. В «Индра Сабхе» рассказывается, как од на из полубогинь — Сабс-пари, то есть Зе леная колдунья, влюбилась в простого смертного по имени Гульфам и тайно про вела его на небо, ко двору Индры. Черный бог — Кала-дэо, узнав о проделке Сабс-па ри, возревновал, возмутился и пожаловался Индре, что Сабс-пари привела в их высо кое общество простого человека. Индра пришел в ярость. Он призвал к се бе Сабс-пари и Гульфама и жестоко нака зал обоих: Сабс-пари он лишил крыльев, а Гульфама посадил на всю жизнь в яму. Сабс-пари, одевшись монашкой, пусти лась странствовать и петь печальные пес ни — песни разлуки со своим любимым. Слава о ее песнях вскоре достигла Индры, и он призвал ее ко двору, ,не догадываясь, что это — Сабс-пари. Она ему пела. И на столько тронула бога солнца, что он сказал ей: «Проси, чего хочешь. Я обещаю выпол нить любое твое желание». И ответила Сабс-пари: «Верни мне Гуль фама, о Индра». И богу не осталось ничего, как выполнить ее просьбу. Он вернул Сабс-пари ко двору и воссоединил ее с лю бимым. Так развертывается действие в «Индра Сабхе». В «Индер Лок Сабхе» делю идет несколь ко иначе. — Само название — «Индер Лок Саб ха»,— рассказывает мне.Танвир,— не долж но оставлять ни у кого сомнения в том, что это — пьеса о предвыборной борьбе. «Индер Лок» означает: Мир Индры, окру жение Индры. Но одно из произношений имени бога Индры звучит похоже на имя Индира. «Лок Сабха» — название нашего парламента. Так что люди видели на сцене бога Индру, а думали об Индире Ганди. Они видели двор Индры, но то, что там происходило, имело скорее отношение к на шему парламенту и к событиям в нашей стране. Такова была аллегориям. Зрителю из диалогов и комментариев Нахраджа становится ясно, что речь идет о правительстве и народе, что стране нужно прочное центральное правительство, кото рое обеспечит единство власти и народа. Заканчивал Хабиб свою пьесу конкрет ным и недвусмысленным призывом: голо суйте за Конгресс, возглавляемый Индирой Ганди, дайте ей мандат на формирование прочного правительства нашей страны. Зритель был наэлектризован тем серьез ным политическим разговором, который шел в пьесе в форме веселых шуток и на родных куплетов. Он уже делал свои опре деленные выводы. А тут еще сразу после финальной песни, ставящей все точки над «и», микрофон брал в руки один из агита торов предвыборной кампании Конгресса и прямо обращался к избирателям, разъяснял им программу Конгресса, разъяснял, поче му Индира Ганди решила распустить пар ламент и назначить новые выборы, почему при старом составе правительства ее руки были связаны и она не могла провести в жизнь социальных и экономических реформ, которые были уже обещаны народу, за писаны в программу Индийского националь ного конгресса, но усилиями реакционно настроенных боссов в руководстве партии десятилетиями оставались лишь на бумаге. На следующий день в кривых улочках того района, в котором накануне выступал Найа Сиатер, появлялся кандидат в парла мент от Индийского национального конг ресса. Идя от двери к двери, от лавочки к лавочке, кандидат разговаривал с людь ми о вчерашнем спектакле и о том, какие мысли разбудил он в людях, какие выводы заставил сделать. Кандидат Конгресса мог говорить здесь с людьми. Кандидатам Джан Сангха или Сватантры было не о чем говорить: смех, которым накануне би чевали эти партии тонкие, насмешливые актеры-чаттиогарцы, был смертоносным оружием, представителей этих партий здесь уже не могли воспринимать всерьез.... Когда в первой декаде марта газеты и радио начали сообщать результаты подсче та голосов на всеобщих выборах в парла мент, итоги голосования в Дели оказались ошеломляющими: все места в парламенте получили сторонники Индиры Ганди.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2