Сибирские огни, 1973, №12

Станислав Ильин ХАБИБ ТАНВИР И ЕГО ТЕАТР В газетных заголовках его называют про­ сто по имени—Хабиб. Журналисты не счита­ ют нужным давать полностью имя и фами­ лию, зная, что читатель и без этого поймет, о ком идет речь. В свои сорок восемь лет Хабиб Танвир заслужил широкую извест­ ность в Индии, как один из ведущих сов­ ременных драматургов и один из наиболее активных борцов за новый индийский те­ атр. Хабиб родился в городе Райпуре. Вокруг — плоская, томящаяся под изнурительным солнцем земля, населенная бедным наро­ дом. В последние годы она начала быстро менять свое лицо, в чем определяющую роль играет созданный в нескольких десят­ ках километров от Райпура металлургиче­ ский гигант в Бхилаи — первенец совет­ ско-индийского экономического сотрудни- -чества. Увлечение театром пришло к Хабибу еще в школе, в драматическом кружке. После школы Хабиб поехал в Бомбей — продол­ жать образование — и очень скоро вошел в Ассоциацию Индийского народного теат­ ра. Это была вторая половина сороковых годов — время бурного роста национально­ го самосознания, время получения Индией независимости, время революционного подъ­ ема. Хабиб начал сниматься в кино, но про­ должал работать и в театре. Вскоре он стал не только играть, но и писать пьесы. — Это произошло, видимо, потому,—сме­ ется Хабиб,— что многие мои товарищи- драматурги к концу сорок шестого — нача­ лу сорок седьмого оказались в тюрьме за участие в национально-освободительном движении. Писать пьесы стало некому, а пьесы были нужны для борьбы, для то­ го, чтобы подымать народ. Вот и пришлось мне. стать драматургом. — В ту самую пору,— продолжает он, — и начались эксперименты с новым теат­ ром. Мы ставили то, что известно под име- шем пьес уличных перекрестков, пьес-газет. Они писались на злобу дня. Их тематика, а порой и фактическое содержание черпа­ лись из газетных сообщений, и нередко текст менялся с каждой новой постановкой в за­ висимости от развития событий. После завоевания Индией независимости Хабиб на протяжении шести лет продолжал работу в бомбейских киностудиях, снялся в восьми фильмах, писал для кино диало­ ги и тексты песен, снимал рекламные роли­ ки. В 1954 году он переезжает в Дели, что­ бы посвятить себя целиком театру. Здесь, в Дели, он написал пьесу, сделав­ шую его имя известным в стране, поставив­ шую его прочно в ряд серьезных драматур­ гов Индии. Это была «Агра Базар»—яркое, красоч­ ное, фольклорное, озорное повествование о легендарном поэте восемнадцатого века На­ зире Акбарабади. Об этом человеке не со­ хранилось никаких достоверных биографи­ ческих сведений, современники знают о нем лишь по его поэзии, донесенной до нас па­ мятью народной. В ту пору Хабиб не знал еще творчества Брехта и был немало пора­ жен, когда познакомился с ним и обнару­ жил, что в «Агра Базаре» он шел в значи­ тельной мере брехтовоким путем. Знакомство же с тверчеством Брехта, как и многих других европейцев, состоялось до­ вольно скоро, потому что Хабибу удалось получить стипендию на изучение театраль­ ного дела в Англии. Он провел в Европе в общей сложности три года, путешествуя, знакомясь с различными драматическими школами, с актерами, драматургами, ре­ жиссерами. Когда кончился срок пребыва­ ния в Англии, он на свой страх и риск пу­ стился в путешествие по другим странам — проехал Францию, Испанию, Италию, Гер­ манию, Югославию, Венгрию, Чехослова­ кию, Польшу и к концу 1956 года вступил на московскую землю. Здесь ждала его интереснейшая работа на «Мосфильме»: Каваджа Ахмад Аббас поручил ему дублировать на хинди роль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2