Сибирские огни, 1973, №12
Станислав Ильин ХАБИБ ТАНВИР И ЕГО ТЕАТР В газетных заголовках его называют про сто по имени—Хабиб. Журналисты не счита ют нужным давать полностью имя и фами лию, зная, что читатель и без этого поймет, о ком идет речь. В свои сорок восемь лет Хабиб Танвир заслужил широкую извест ность в Индии, как один из ведущих сов ременных драматургов и один из наиболее активных борцов за новый индийский те атр. Хабиб родился в городе Райпуре. Вокруг — плоская, томящаяся под изнурительным солнцем земля, населенная бедным наро дом. В последние годы она начала быстро менять свое лицо, в чем определяющую роль играет созданный в нескольких десят ках километров от Райпура металлургиче ский гигант в Бхилаи — первенец совет ско-индийского экономического сотрудни- -чества. Увлечение театром пришло к Хабибу еще в школе, в драматическом кружке. После школы Хабиб поехал в Бомбей — продол жать образование — и очень скоро вошел в Ассоциацию Индийского народного теат ра. Это была вторая половина сороковых годов — время бурного роста национально го самосознания, время получения Индией независимости, время революционного подъ ема. Хабиб начал сниматься в кино, но про должал работать и в театре. Вскоре он стал не только играть, но и писать пьесы. — Это произошло, видимо, потому,—сме ется Хабиб,— что многие мои товарищи- драматурги к концу сорок шестого — нача лу сорок седьмого оказались в тюрьме за участие в национально-освободительном движении. Писать пьесы стало некому, а пьесы были нужны для борьбы, для то го, чтобы подымать народ. Вот и пришлось мне. стать драматургом. — В ту самую пору,— продолжает он, — и начались эксперименты с новым теат ром. Мы ставили то, что известно под име- шем пьес уличных перекрестков, пьес-газет. Они писались на злобу дня. Их тематика, а порой и фактическое содержание черпа лись из газетных сообщений, и нередко текст менялся с каждой новой постановкой в за висимости от развития событий. После завоевания Индией независимости Хабиб на протяжении шести лет продолжал работу в бомбейских киностудиях, снялся в восьми фильмах, писал для кино диало ги и тексты песен, снимал рекламные роли ки. В 1954 году он переезжает в Дели, что бы посвятить себя целиком театру. Здесь, в Дели, он написал пьесу, сделав шую его имя известным в стране, поставив шую его прочно в ряд серьезных драматур гов Индии. Это была «Агра Базар»—яркое, красоч ное, фольклорное, озорное повествование о легендарном поэте восемнадцатого века На зире Акбарабади. Об этом человеке не со хранилось никаких достоверных биографи ческих сведений, современники знают о нем лишь по его поэзии, донесенной до нас па мятью народной. В ту пору Хабиб не знал еще творчества Брехта и был немало пора жен, когда познакомился с ним и обнару жил, что в «Агра Базаре» он шел в значи тельной мере брехтовоким путем. Знакомство же с тверчеством Брехта, как и многих других европейцев, состоялось до вольно скоро, потому что Хабибу удалось получить стипендию на изучение театраль ного дела в Англии. Он провел в Европе в общей сложности три года, путешествуя, знакомясь с различными драматическими школами, с актерами, драматургами, ре жиссерами. Когда кончился срок пребыва ния в Англии, он на свой страх и риск пу стился в путешествие по другим странам — проехал Францию, Испанию, Италию, Гер манию, Югославию, Венгрию, Чехослова кию, Польшу и к концу 1956 года вступил на московскую землю. Здесь ждала его интереснейшая работа на «Мосфильме»: Каваджа Ахмад Аббас поручил ему дублировать на хинди роль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2