Сибирские огни, 1973, №12

доемкой культурой, тот представляет себе, что значит иметь семь тысяч гектаров в од­ ном хозяйстве! На территории совхоза намечалось построить льнозавод и механизированный склад, для очистки и хранения льносемян. Маслянинский район—один из самых интересных, щедро одаренных природой угол­ ков Новосибирской области. Сильно всхолмленный рельеф с затухающими отрогами. Салаирского кряжа изобилует крутяками и склонами, а в понижениях протекает бес­ численное множество ручьев и речек с чистой родниковой водой. Река Бердь с ее пес­ чаным дном и чудесными пляжами причудливыми изгибами рассекает район на две по­ ловины. Здесь нет ни озер, ни болот, ни займищ. Исключительно богаты недра Присалаирья. В Маслянинском районе издавна до­ бывается золото, разведаны промышленные запасы бокситов, молибдена, известняков.. В изобилии имеются камень, песок, строительные глины и огромные лесные массивы: сосна, пихта, лиственница, береза, осина. Разнообразные леса и кустарники, помимо их серьезного хозяйственного значе­ ния и той чарующей прелести, которую они придают местным ландшафтам, являются очень важным регулятором климата. Здесь не бывает засух и суховеев. Именно благодаря этим природным условиям в Маслянинском районе издавна воз­ делывают лен-долгунец. Здесь и большинство жителей — потомки переселенцев из ста­ рых русских зон льноводства — Вятской и Вологодской губерний. Словом, место для организации льносовхоза было выбрано правильно. Но 7 тысяч гектаров льна, 21 тысяча зерновых и 14 тысяч гектаров клевера с тимофеевкой — это даже при современном уровне механизации непосильная нагрузка для одного хозяй­ ства. В сосновом бору вблизи Маслянино развернулось строительство центральной усадь­ бы совхоза. Вскоре Аксенова отозвали на работу в краевой аппарат, а его обязанно­ сти пришлось исполнять мне. Позже директором совхоза был назначен Яковлев, но он постоянно болел и фактически от руководства хозяйством устранился. В августе мы получили 15 тракторов первого выпуска Сталинградского трактор­ ного завода. Были они не без недостатков, не имели, например, обыкновенных реборд на передних колесах, путь себе освещали керосиновыми фонариками, но могучий гул их говорил о первых победах Родины на индустриальном фронте. Из Ленинграда нам прислали 24 трактора «Фордзон-Путиловскин». Были еще по­ лучены 10 заграничных ярко-красных «Виккерсов». Надо пахать, а в хозяйстве ни одного квалифицированного механизатора. Тракто­ ристы были подготовлены по учебникам и чертежам — они «живой» трактор только сейчас увидели. И готовил-то их не инженер, не механик, а обыкновенный шофер. Он же теперь стал и «главнокомандующим» всей армадой техники. Горючее за 70 километров возили на лошадях, так как в совхозе была только од­ на машина «Форд». Неопытные механизаторы часто выводили тракторы из строя, на крутых склонах не имевшие реборд СТЗ скользили, иногда сваливались в сотру... К концу вспашки зяби только семь тракторов смогли вернуться на усадьбу собственным ходом, остальных тянули на буксире. В спешном порядке построили примитивную мастерскую, но оборудования для не& не было, — пришлось добывать, где что удастся. Но как-никак посевную провели успешно. В первый год работы, естественно, не смогли освоить все отведенные нам земли: засеяли 2,5 тысячи гектаров льном да две тысячи зерновыми. Но и с этих площадей убрать урожай было нелегко. А уродило неплохо, особенно порадовал лен. Представьте себе огромное поле, сплошь покрытое нежно-голубым цветом, перели­ вающееся волнами под свежим ветерком в яркий летний день. Великолепное, неповто­ римое зрелище! Надо сохранить все это богатство, вовремя убрать, довести до дела... К июлю стали поступать первого выпуска (опять первые!) льнотеребилки «Комсо­ молки» Люберецкого завода, а для уборки зерновых — тракторные сноповязалки. Ква­ лифицированных льнотеребильщиков, как и машинистов сноповязалок, не было. Приш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2