Сибирские огни, 1973, №12

совхозе весной после всходов обнаруживались «огрехи» (просевы) размерами в не­ сколько гектаров. Владения сов."°за простирались вдоль железной дороги почти на 100 километров: от южной грани!бй теперешнего Черепановского опытно-производственного хозяйства до северных границ Бердского совхоза. Центральная усадьба была построена при станции Посевная. Тракторы в совхозе были только заграничных марок: «Катерпиллеры», «Кейсы», «Хартпары», «Джон-Диры», «Юнайтеды». Своих инженеров-механизаторов в стране почти не было, поэтому для руководст­ ва тракторным парком в Черепановский зерносовхоз была приглашена большая груп­ па американских специалистов. Жили они своей колонией, работали в пределах обу­ словленного договором времени, питались в отдельной столовой. Для них был открыт специальный магазин Торгсина. Первый директор Черепановского совхоза внешне подражал американцам. Носил он клетчатый костюм, на ногах ботинки и блестящие кожаные краги, на голове — ши­ рокополая легкая шляпа, а в руках — неизменный стек... В те же годы некоторые экономисты выдвинули идею аграрно-промышленного ком­ бината. В Новосибирске силами существовавшего тогда научно-исследовательского Ин­ ститута социалистической реконструкции сельского хозяйства, плановой комиссии Зап- сибкрайисполкома и некоторых других учреждений были составлены проекты создания на территории Западной Сибири пяти таких комбинатов. Осенью 1930 года Запсибкрайисполком принял решение организовать первый из них — Маслянинский агроиндустриальный комбинат. Авторы проекта не без основания видели здесь большие возможности для гармоничного развития промышленного и сель­ скохозяйственного производства. Намечалось организовать в Маслянинском районе пять крупных совхозов—два льноводческих, два молочных и один свиноводческий. В агро­ индустриальный комбинат (АИК) должны были войти и все колхозы района. На базе Горловских месторождений каменного угля предполагалось построить тепловую элек­ тростанцию, а на реке Верди — гидростанцию и таким путем полностью обеспечить потребности комбината в электроэнергии. По плану надо было еще построить три льно­ завода с мочильными секциями, бумажную или катонинную фабрику для утилизации их отходов (кострики), беконный завод при свиносовхозе, крупный маслозавод в рай­ центре с пневматической подачей молока по трубам из всех совхозов и колхозов. Ж е­ лезнодорожная ветка и шоссейная дорога должны были связать АИК с внешним миром. Вот в этот грандиозный по замыслу комбинат я и был назначен в качестве заме­ стителя директора по сельскохозяйственным вопросам. Директором же был утвержден бывший заместитель начальника краевого земельного управления А. М. Аксенов. Из всего того, что было запроектировано, в составе комбината действовали толь­ ко два предприятия — Маслянинский льнозавод и леспромхоз. Остальное предстояло создавать. Скажу откровенно, возможность работать в таком огромном, сложном и интерес­ ном хозяйстве мне очень импонировала. Но АИК просуществовал недолго и умер, не успев родиться... В наши дни идея АИКов находит все больше сторонников среди ученых и практи­ ков. Видимо, пришло время всерьез обсуждать эту проблему: и промышленность, и сельское хозяйство шагнули далеко вперед, неизмеримо выросла их техническая осна­ щенность, появились такие возможности, каких раньше не было. А тогда увлечение АИКами по справедливости было расценено как вредная гиган­ томания, попытка же «осовхозить» колхозы под эгидой комбината — как левацкий пе­ региб. Отправившись в Москву для окончательного юридического оформления АИКа, Ак­ сенов вернулся оттуда с приказом о назначении его директором вновь создаваемого Маслянинского льносовхоза, а меня — заместителем по производственной части («тех­ нический директор» — так именовалась эта должность). Однако и льносовхоз этот был типичным продуктом гигантомании: на 49 тысячах гектаров пашни следовало развернуть семипольный севооборот, в котором одно поле_ 7 тысяч гектаров — отводилось под посев льна-долгунна. Кто имел дело с этой тру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2