Сибирские огни, 1973, №12
К свету знаний Советская власть в те годы вела решительное наступление на темноту и невеже ство крестьянской массы. Во всех школах по вечерам действовали кружки по ликвидации безграмотности — ликбез для взрослых. Такие же кружки создавались на предприятиях и в учреж дениях. Наряду с ликвидацией общей неграмотности в деревне развертывалась пропаган да агрозоотехнических знаний. В очередном пакете из У ЗУ я однажды получил типовую программу месячных сельскохозяйственных курсов, утвержденную Наркоматом земледелия. С этой про граммой я первым делом ознакомил секретаря волкома. Он буквально загорелся иде ей организации курсов: — Обязательно проведем! Соберем коммунистов, женотделок, комсомольцев — ведь они все крестьяне. За месяц черт-те что можно изучить! У тебя сразу появится свой актив, наука пойдет в массы... Принялись разбирать программу по пунктам. — Так... Раздел «Политика Советской власти в деревне». Кому читать? Конечно, мне! Раздел «Общеобразовательный», значит, ликбез, — это поручим завшколой или учительнице. «Агротехника и зоотехния». Ну, тут уж, брат, тебе по штату положено лекции читать, — на ходу решал Смелов. Дошли до раздела «Пчеловодство». — Ты как, берешься?. Я отрицательно покачал головой. Как же быть? А это дело надо всемерно раздувать. Для пчел у нас неплохие условия! Подумав немного, Смелов с улыбкой говорит: — Слушай, а что, если преподавателем по пчеловодству привлечь попа? У него своя большая пасека. Он даже статьи по этому делу печатает в журнале «В помощь земледельцу». Грамотный, черт! Что я мог ответить секретарю волкома? Только руками развел. Беседу с попом Смелов взял на себя. Как он потом рассказывал, весь разговор прошел в шутейных тонах: — Как вы думаете, батя, зачем я вас пригласил? — Наверное для того, чтобы я привел вас в лоно православной церкви... — Так я же крещеный. А вот в бога не верую. — Ну так, вероятно, хотите завербовать меня в партию большевиков. — По соцположевию не подходите! — Тогда, может, хотите занять у меня вакантную должность псаломщика? — поп в карман за словом не лез. Пришел он в волисполком, где происходила беседа, не в рясе, а в цивильном пид жаке, вышитой косоворотке и в брюках, заправленных в сапоги. Когда Смелов, нако нец, объяснил ему, в чем дело, духовный пастырь неожиданно по-мальчишески при свистнул и заявил: — Веселый разговор! А не боитесь, что вместо пчеловодства я им закон божий бу ду преподавать? — Ну, уж за этим мы как-нибудь проследим, — пообещал Смелов. Предложением самого секретаря волкома партии поп был явно польщен и тут же дал согласие. Надо отдать ему должное, этот необычный поп-пчеловод с большим знанием де ла провел свои занятия на курсах. Не знаю его дальнейшей судьбы, но думаю, вряд ли надолго еще была она связа на с церковью. Уж очень любйл сей священнослужитель своих пчел, да и не чужд был мирских утех. Среди мужиков ходили легенды об особом пиве, которое мастерски делал из меда и зело употреблял доволенский поп: стакан выпьешь, и сразу «в ноги спускается», и «смех потом разбирает — спасу пет»... Самым трудным оказалось организовать показательное кормление коров. Дело в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2