Сибирские огни, 1973, №12
Уездным городом Каргат был провозглашен за два года до моего приезда. Его «индустрию» составляли три небольших валыговых мельницы да один кожевенный заводик с десятком рабочих. В уездном земельном управлении — У ЗУ было довольно многолюдно, хотя, конеч но, не так шумно, как в ГубЗУ. Да и народ здесь был попроще. Уездный агроном не имел отдельного кабинета, сидел в общей комнате с други ми специалистами, звали его Григорий Павлович Понтус. Было ему за пятьдесят. Маленького роста, щупленький, необычайно подвижный, он при ходьбе как бы под прыгивал. Запомнилась остренькая бородка клинышком, усы, закрученные в ниточку, и на лысеющей голове — по-петушиному вздыбленный клок волос. Немного фанта зии — и перед вами Мефистофель в миниатюре. Аккуратные заплаты на локтях темно зеленого френча, изрядно поношенные бриджи свидетельствовали о многолетней друж бе хозяина с его костюмом. На стене за спиной уездного агронома висела размалеванная химическими черни лами афиша, извещавшая о постановке силами любителей театрального искусства спектакля «Шельменко-денщик». В списке исполнителей первым стояло имя самого Г. П. Понтуса! Видно, не зря было сказано, что он больше артист, чем агроном. Да и посетитель, что сидел у стола, вел беседу отнюдь не на сельскохозяйствен ную тему. Как я понял из долетевших до меня отдельных фраз, речь шла о гриме, париках и реквизите... Дождавшись своей очереди, представляюсь непосредственному начальству. — Друже мой, как это хорошо, что вы прибыли в наш богоспасаемый град! — Понтус вскочил со стула и обеими руками схватил мою руку.— Садитесь, садитесь, дорогой мой! Не скрою, такой теплый прием мне пришелся по душе и как-то сразу расположил к этому оригинальному человеку. — Ну, рассказывайте, рассказывайте, как доехали, где родились, учились, ра ботали... Выслушав мой недлинный рассказ, Г. П. Понтус неожиданно хитро подмигнул мне и спросил: — А вам не приходилось участвовать в любительских выступлениях? — он кив нул на афишу. — Приходилось, но только в качестве суфлера. Артистом быть — талант нужен... — Ну, батенька, что за скромность! Я вот вижу у вас отличные внешние дан ные для героя-любовника! Поверьте, в людях я кое-что понимаю! Я пытался отшутиться и тут же рассказал следующий случай. Однажды на самом деле мне доводилось играть почти бессловесную роль в каком-то водевиле. Выйдя на сцену, я так растерялся, что не мог произнести и то немногое, что полагалось. Вдоба вок запнулся о ковер и расстелился по полу. Зал грохнул хохотом. С тех пор я и попал в суфлеры. Вволю посмеявшись вместе с присутствующими в комнате сотрудниками У ЗУ , Понтус все же продолжал разговор на эту тему: — Значит, пробовали себя артистом? Что ж, бывают и неудачи, только не надо отчаиваться! Вот жаль, нельзя вам задержаться здесь на пару недель, а то я подгото вил бы из вас Незнамова: «Без вины виноватые» Островского начинаем готовить... Имейте в виду,— серьезно продолжал он,— любительский театр в деревне важ нейший очаг новой культуры. Не забывайте об этом, когда будете жить в своем Довольном! И я не забыл. Многие годы, работая в деревне, я был активным участником само деятельных спектаклей, исполнял всякие роли и даже одно время был режиссером. Вспоминаю, с каким подъемом мы, сельские артисты, выступали в каких-нибудь завоз нях, избах-читальнях, при свете керосиновых ламп-коптилок, а то и на открытом воз духе. Нас не страшили ни теснота, ни холод. В зрителях недостатка не было. Париков и грима, разумеется, мы не имели. В ход шла печная сажа, а бороды и усы делали из овечьей шерсти. Ставили чаще всего чеховские водевили. Крестьяне, особенно молодежь, горячо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2