Сибирские огни, 1973, №11

■гелей. Их эмоционально-образное решение всегда наводит на глубокие размышления. С пейзажами родного города Новосибир­ ска выступил молодой художник-М. Ом- быш-Кузнецов. Жанровой городской сценой представлен другой молодой автор — B. Бухаров. В его «Зимнем дне» чувствует­ ся опора на. традиции народного лубка. О прелести зимнего дня, о прозрачности воздуха, о молодых сибиряках ведет свой разговор художник. В своей работе он тактично использует не­ которые условные приемы искусства _при­ митива. Удачно написан городской пейзаж, на фоне которого изображена крупным пла­ ном молодежь. Не трудно заметить высокую эрудиро­ ванность молодых художников в художест­ венном наследии прошлого и настоящего, из которого они черпают образцы художест­ венной культуры. Если В. Бухаров оттал­ кивается от композиционных приемов и мо­ делировки образов армянских художников C. Мурадяна и А. Еригоряна, а также В. Попкова («Зимние каникулы», 1972 г), то М. Омбыш-Кузнецов идет от русского классического наследия А. Лентулова, П. Кончаловского и советского мастера А. Пантелеева (триптих «Индустрия ГДР»), Раздел графики представляют, в основ­ ном, три художника — Э. Гороховский — профессионально выполненными иллюстра­ циями к книге В. Маяковского «Конь- огонь»; В. Чебанов —серией портретов де­ ятелей Сибири в линогравюре, а также ил­ люстрациями к книге С. Баруздина «Ле­ нин»; В. Коньков — интересной серией ри­ сунков «Русский романс». Творческий путь В. Чебанова — это путь непрерывного художнического роста. Стро­ гая взыскательность к себе, постоянные поиски совершенства художественной фор­ мы характерны для графика. Из всех пред­ ставленных портретов видных сибирских деятелей выделяется портрет Щетинкина. С большим мастерством В. ЧебаноЕ проиллюстрировал и книгу С. Баруздина. Художник сумел соотнести изобразитель­ ный язык с литературным, заставил образ­ ный строй линогравюры отвечать тексту. И на этот раз В. Чебанов нашел свое реше­ ние, наиболее полно передал читателю мыс­ ли, заложенные в книге. Работам В. Че­ банова свойственны лаконизм, определен­ ная монументальность, сочетающаяся с де­ тальной прорисовкой предметов, спокой­ ный, а иногда динамичный, размерный ритм штриха, певучесть линий, глубина чер­ ного цвета. Скульптурных произведений на выстав­ ке показано очень мало. В этом виде ис­ кусства выступили Л. Бурлакова и В. Те- лишев. В. Телишев экспонирует три работы: «Ар­ хитектор Б. Миньковский», «Портрет На­ родного артиста Аскал-Оола» и «Портрет за­ очницы». Как и другим созданным скульп­ тором образам, им присуща человеческая теплота, подкупающая естественность. Осо­ бенно привлекает большой внутренней со­ держательностью, мастерством исполнения, обаятельной женственностью образ «Заоч­ ницы». В портрете народного артиста Аскал- Оола очень удачно выражены черты нацио­ нального характера. Вообще, все три портрета отличаются уверенностью лепки, своеобразными, отнюдь не повторяющимися, композиционными решениями, соответству­ ющими замыслу скульптора. Среди немногочисленных скульптурных портретов обращает внимание своей выра­ зительностью «Портрет мужчины» молодо­ го скульптора Н. Мартьянова, впервые выступившего на Областной художествен­ ной выставке. Представителем театрально-декорацион­ ного искусства является один художник — В. Гранкин. Ажурны, легки, как кружев­ ные узоры, красиво исполнены в цвете его эскизы к балетам Делиба «Копелия», Стра­ винского «Петрушка», Бартока «Чудесный мандарин». Художник пишет декорации в розовато-серебристой гамме широко и пастозно, несколько фантастично, в соот­ ветствии с музыкально-драматической или лирической функцией балета. Нельзя не отметить представителя мону­ ментального искусства В. Лагуну, показав­ шего несколько эскизов росписей на темы русских народных сказок «Морозко», «Сказка о царе Салтане». Работы выпол­ нены на высоком профессиональном уровне, в стиле палехского искусства и вызывают восхищение зрителей цветовым решением, узорностью, эмоциональностью образов, ювелирной точностью рисунка... И все же выставка не во всем удовлет­ воряет зрителя. Уходишь с чувством ка­ кой-то внутренней неудовлетворенности. Досадно,, что наши художники не показа­ ли всех своих возможностей. Создается впечатление, что к выставке и не готови­ лись. К тому же, недооценка значения Об­ ластной художественной выставки позволи­ ла попасть в экспозицию случайным рабо­ там (акварельные эскизы П. Поротникова, натюрморты Г. Ликмана и т. д.). Многие экспонируемые работы ниже об­ щего республиканского уровня. Все виды и жанры, представленные зрителю, требу­ ют своего дальнейшего художественного совершенствования. Зритель ждал от этой юбилейной выс­ тавки отражения как наших народнохозяй­ ственных и культурных успехов, так и до­ стижений самой живописи. Зритель хотел увидеть происшедшие в облике Сибири за полвека перемены. Видел же он эта далеко не всегда. А ведь героический труд рабочих и крестьян Сибири, богатство природы края, ее величие создают особо благоприят­ ные условия для развития творчества ху­ дожников, предлагая им необычайное раз­ нообразие мотивов и сюжетов. И это делает особенно ответственной работу наших ху­ дожников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2