Сибирские огни, 1973, №11
■гелей. Их эмоционально-образное решение всегда наводит на глубокие размышления. С пейзажами родного города Новосибир ска выступил молодой художник-М. Ом- быш-Кузнецов. Жанровой городской сценой представлен другой молодой автор — B. Бухаров. В его «Зимнем дне» чувствует ся опора на. традиции народного лубка. О прелести зимнего дня, о прозрачности воздуха, о молодых сибиряках ведет свой разговор художник. В своей работе он тактично использует не которые условные приемы искусства _при митива. Удачно написан городской пейзаж, на фоне которого изображена крупным пла ном молодежь. Не трудно заметить высокую эрудиро ванность молодых художников в художест венном наследии прошлого и настоящего, из которого они черпают образцы художест венной культуры. Если В. Бухаров оттал кивается от композиционных приемов и мо делировки образов армянских художников C. Мурадяна и А. Еригоряна, а также В. Попкова («Зимние каникулы», 1972 г), то М. Омбыш-Кузнецов идет от русского классического наследия А. Лентулова, П. Кончаловского и советского мастера А. Пантелеева (триптих «Индустрия ГДР»), Раздел графики представляют, в основ ном, три художника — Э. Гороховский — профессионально выполненными иллюстра циями к книге В. Маяковского «Конь- огонь»; В. Чебанов —серией портретов де ятелей Сибири в линогравюре, а также ил люстрациями к книге С. Баруздина «Ле нин»; В. Коньков — интересной серией ри сунков «Русский романс». Творческий путь В. Чебанова — это путь непрерывного художнического роста. Стро гая взыскательность к себе, постоянные поиски совершенства художественной фор мы характерны для графика. Из всех пред ставленных портретов видных сибирских деятелей выделяется портрет Щетинкина. С большим мастерством В. ЧебаноЕ проиллюстрировал и книгу С. Баруздина. Художник сумел соотнести изобразитель ный язык с литературным, заставил образ ный строй линогравюры отвечать тексту. И на этот раз В. Чебанов нашел свое реше ние, наиболее полно передал читателю мыс ли, заложенные в книге. Работам В. Че банова свойственны лаконизм, определен ная монументальность, сочетающаяся с де тальной прорисовкой предметов, спокой ный, а иногда динамичный, размерный ритм штриха, певучесть линий, глубина чер ного цвета. Скульптурных произведений на выстав ке показано очень мало. В этом виде ис кусства выступили Л. Бурлакова и В. Те- лишев. В. Телишев экспонирует три работы: «Ар хитектор Б. Миньковский», «Портрет На родного артиста Аскал-Оола» и «Портрет за очницы». Как и другим созданным скульп тором образам, им присуща человеческая теплота, подкупающая естественность. Осо бенно привлекает большой внутренней со держательностью, мастерством исполнения, обаятельной женственностью образ «Заоч ницы». В портрете народного артиста Аскал- Оола очень удачно выражены черты нацио нального характера. Вообще, все три портрета отличаются уверенностью лепки, своеобразными, отнюдь не повторяющимися, композиционными решениями, соответству ющими замыслу скульптора. Среди немногочисленных скульптурных портретов обращает внимание своей выра зительностью «Портрет мужчины» молодо го скульптора Н. Мартьянова, впервые выступившего на Областной художествен ной выставке. Представителем театрально-декорацион ного искусства является один художник — В. Гранкин. Ажурны, легки, как кружев ные узоры, красиво исполнены в цвете его эскизы к балетам Делиба «Копелия», Стра винского «Петрушка», Бартока «Чудесный мандарин». Художник пишет декорации в розовато-серебристой гамме широко и пастозно, несколько фантастично, в соот ветствии с музыкально-драматической или лирической функцией балета. Нельзя не отметить представителя мону ментального искусства В. Лагуну, показав шего несколько эскизов росписей на темы русских народных сказок «Морозко», «Сказка о царе Салтане». Работы выпол нены на высоком профессиональном уровне, в стиле палехского искусства и вызывают восхищение зрителей цветовым решением, узорностью, эмоциональностью образов, ювелирной точностью рисунка... И все же выставка не во всем удовлет воряет зрителя. Уходишь с чувством ка кой-то внутренней неудовлетворенности. Досадно,, что наши художники не показа ли всех своих возможностей. Создается впечатление, что к выставке и не готови лись. К тому же, недооценка значения Об ластной художественной выставки позволи ла попасть в экспозицию случайным рабо там (акварельные эскизы П. Поротникова, натюрморты Г. Ликмана и т. д.). Многие экспонируемые работы ниже об щего республиканского уровня. Все виды и жанры, представленные зрителю, требу ют своего дальнейшего художественного совершенствования. Зритель ждал от этой юбилейной выс тавки отражения как наших народнохозяй ственных и культурных успехов, так и до стижений самой живописи. Зритель хотел увидеть происшедшие в облике Сибири за полвека перемены. Видел же он эта далеко не всегда. А ведь героический труд рабочих и крестьян Сибири, богатство природы края, ее величие создают особо благоприят ные условия для развития творчества ху дожников, предлагая им необычайное раз нообразие мотивов и сюжетов. И это делает особенно ответственной работу наших ху дожников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2