Сибирские огни, 1973, №11
введения в него каких-либо атрибутов, чтоб не отвлекать внимания от восприятия цель ности образа. В портрете автор стремится к предельной лаконичности. Лицо профес сора написано мастерски. Физическое сход ство портрета не вызывает сомнений. В портрете профессора Кириченко ху дожник А. Фокин композицию решает ина че. Герой показан в фас, обращенным пря мо к зрителю; удачно использована здесь картинная плоскость. В портрете, несмотря на живописную динамику, есть цельность, устойчивость образа. Перед нами совре менный ученый-врач, отдыхающий, ви димо, после приема очередного пациента. Облокотившись на стол, он сосредоточенно смотрит на зрителя, обдумывая какие-то свои новые специфические проблемы. Во взгляде умных глаз ощущается типичная зоркость, цепкость мысли ученого. Подкупают обаянием, женственностью, богатством духовного мира образы моло дых современниц, созданные В. Кречето вым. Художник верен своему пристрастию к жанровому решению портрета. Такова «Девушка в желтом». Отдавая должное психологической содержательности портре та, его художествнным достоинствам в це лом, нельзя не заметить, что молодой ху дожник прославляет прежде всего красоту жизни, радость творчества. Отсюда — его пристальный интерес к образам молодых современников, овладевающих высотами культуры, прекрасными полнотой своей ду ховной жизни, физическим здоровьем. В. Кречетов придерживается тональной, объемно-пластической системы живописи. Художник не испытывает тяготения к по лотнам большого размера. Лирик по скла ду таланта, Кречетов ищет наполнения формы, не отходя от среднего размера по лотна, рассчитанного на близкое общение со зрителем. Яркость красочного пятна, тонкость обработки живописной поверхно сти, изящество абриса, трепетность мазка характеризуют портретное творчество ху дожника... Пейзаж занимает господствующее поло жение на выставке и представлен индуст риальными, городскими и ландшафтными видами. Интерес художников к пейзажу постоянно высок. По этому поводу Б. До- машников на страницах журнала «Худож ник» говорил, что у нас много пишут пейза жей, но в них часто схватывается только внешнее, случайное. «Скажу прямо, пейзаж как жанр, несущий большое содержание, встретишь редко. В теперешних, даже бо лее заметных работах мало отражения времени, истории, а. больше чисто внешнего эффекта, декоративной броскости, цвети стости... Да, пейзаж — это не украшение стены, не изящная безделушка.... Худож ники-классики писали не зори, закаты и восходы, а свое время, а это самое слож ное» («Художник», 1972, № 10). И действи тельно, в большинстве пейзажей на нашей выставке трудно уловить сложный ход мыслей, восторженное отношение к натуре, ее современность, тонкость поэтического мира найгих людей, острое ощущение вре мени. Из работ, представленных в экспозиции, привлекает внимание своей эпической об разностью полотно И. Титкова «Обь». Не раз покорял зрителей художник пейзажами, воспевающими матушку Обь, реку-тружени- цу. И на этот раз, изображая ее, он как бы приглашает нас в широкий и светлый мир, на привольные берега реки с сосновым бо ром. Широка и величава в своем течении Обь. Охристо-свинцовая вода светится искрами бурунов. Серое небо с нависшими кучевы ми облаками прижалось к дальним зелено вато-голубоватым берегам. На переднем плане —выступающий темной стеной бор; он притих, прислушиваясь к легкому дуно вению ветра. Вниз, по косогору, сбегает тропинка к прилипшим на самом краю вы сокого берега избушкам. Перед нами — многоплановая панорама обских далей. Со четание сине-зеленых, серебристо-свинцовых тонов сообщает пейзажу эмоциональную приподнятость. Переход от сумрачного, за тянутого тучами неба к блеску воды, а за тем к плотной массе бора, вызывает слож ные поэтические чувства. Мир предстает перед нами как нечто целостное с духовной жизнью человека, наблюдающего и глубоко переживающего жизнь природы. Двумя пейзажами «Холодное утро» и «Бирилюсская тайга» представлен А. Пят ков. Стремление к поэтическому раскрытию жизни природы становится главной целью исканий художника. В его пейзажах, мяг ких и душевных по эмоциональному строю, большую роль играет колорит. В этом пла не интересно его «Холодное утро». Живо писная задача здесь была достаточно труд на и для уже сложившегося художника, ка ким является А. Пятков. Слабый серебристый свет прорывается сквозь свинцовую толщу облаков, искрится на далекой глади реки и чуть-чуть касается переднего плана убранного поля со скирда ми. Пейзаж кажется почти монохромным. Его колорит строится на тонких зеленова то-коричневатых, серебристых оттенках, пе редающих легкое движение света. Световоз душная среда смягчает все очертания, объе диняет планы пейзажа, усиливая впечатле ние глубинности изображаемого простран ства. Лиричностью, стремлением к образности отличаются пейзажи А. Лучникова «Лето» и «Горный пейзаж», А. Хусточко «Озера Барабы», А. Тришина «Весенний вечер» и «Мартовский снег», Я. Яковлева «При стань» и др. Со своим миром образов и индивидуаль ной манерой письма акварелью выступил с двумя работами «Теснины Енисея» и «Могилы предков. Хакасия» Л. Минерт. Он часто ездит в восточные районы Сибири и на основе жизненных впечатлений созда ет романтические листы, имеющие обяза тельную сюжетную завязку и построенные как картины. Убедителен и великолепен в своем эсте тическом восприятии мира акварельный мастер Н. Грицюк, представивший серию пейзажей Ленинграда. Его работы никогда не оставляют к себе равнодушными зри-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2