Сибирские огни, 1973, №11

введения в него каких-либо атрибутов, чтоб не отвлекать внимания от восприятия цель­ ности образа. В портрете автор стремится к предельной лаконичности. Лицо профес­ сора написано мастерски. Физическое сход­ ство портрета не вызывает сомнений. В портрете профессора Кириченко ху­ дожник А. Фокин композицию решает ина­ че. Герой показан в фас, обращенным пря­ мо к зрителю; удачно использована здесь картинная плоскость. В портрете, несмотря на живописную динамику, есть цельность, устойчивость образа. Перед нами совре­ менный ученый-врач, отдыхающий, ви­ димо, после приема очередного пациента. Облокотившись на стол, он сосредоточенно смотрит на зрителя, обдумывая какие-то свои новые специфические проблемы. Во взгляде умных глаз ощущается типичная зоркость, цепкость мысли ученого. Подкупают обаянием, женственностью, богатством духовного мира образы моло­ дых современниц, созданные В. Кречето­ вым. Художник верен своему пристрастию к жанровому решению портрета. Такова «Девушка в желтом». Отдавая должное психологической содержательности портре­ та, его художествнным достоинствам в це­ лом, нельзя не заметить, что молодой ху­ дожник прославляет прежде всего красоту жизни, радость творчества. Отсюда — его пристальный интерес к образам молодых современников, овладевающих высотами культуры, прекрасными полнотой своей ду­ ховной жизни, физическим здоровьем. В. Кречетов придерживается тональной, объемно-пластической системы живописи. Художник не испытывает тяготения к по­ лотнам большого размера. Лирик по скла­ ду таланта, Кречетов ищет наполнения формы, не отходя от среднего размера по­ лотна, рассчитанного на близкое общение со зрителем. Яркость красочного пятна, тонкость обработки живописной поверхно­ сти, изящество абриса, трепетность мазка характеризуют портретное творчество ху­ дожника... Пейзаж занимает господствующее поло­ жение на выставке и представлен индуст­ риальными, городскими и ландшафтными видами. Интерес художников к пейзажу постоянно высок. По этому поводу Б. До- машников на страницах журнала «Худож­ ник» говорил, что у нас много пишут пейза­ жей, но в них часто схватывается только внешнее, случайное. «Скажу прямо, пейзаж как жанр, несущий большое содержание, встретишь редко. В теперешних, даже бо­ лее заметных работах мало отражения времени, истории, а. больше чисто внешнего эффекта, декоративной броскости, цвети­ стости... Да, пейзаж — это не украшение стены, не изящная безделушка.... Худож­ ники-классики писали не зори, закаты и восходы, а свое время, а это самое слож­ ное» («Художник», 1972, № 10). И действи­ тельно, в большинстве пейзажей на нашей выставке трудно уловить сложный ход мыслей, восторженное отношение к натуре, ее современность, тонкость поэтического мира найгих людей, острое ощущение вре­ мени. Из работ, представленных в экспозиции, привлекает внимание своей эпической об­ разностью полотно И. Титкова «Обь». Не раз покорял зрителей художник пейзажами, воспевающими матушку Обь, реку-тружени- цу. И на этот раз, изображая ее, он как бы приглашает нас в широкий и светлый мир, на привольные берега реки с сосновым бо­ ром. Широка и величава в своем течении Обь. Охристо-свинцовая вода светится искрами бурунов. Серое небо с нависшими кучевы­ ми облаками прижалось к дальним зелено­ вато-голубоватым берегам. На переднем плане —выступающий темной стеной бор; он притих, прислушиваясь к легкому дуно­ вению ветра. Вниз, по косогору, сбегает тропинка к прилипшим на самом краю вы­ сокого берега избушкам. Перед нами — многоплановая панорама обских далей. Со­ четание сине-зеленых, серебристо-свинцовых тонов сообщает пейзажу эмоциональную приподнятость. Переход от сумрачного, за­ тянутого тучами неба к блеску воды, а за­ тем к плотной массе бора, вызывает слож­ ные поэтические чувства. Мир предстает перед нами как нечто целостное с духовной жизнью человека, наблюдающего и глубоко переживающего жизнь природы. Двумя пейзажами «Холодное утро» и «Бирилюсская тайга» представлен А. Пят­ ков. Стремление к поэтическому раскрытию жизни природы становится главной целью исканий художника. В его пейзажах, мяг­ ких и душевных по эмоциональному строю, большую роль играет колорит. В этом пла­ не интересно его «Холодное утро». Живо­ писная задача здесь была достаточно труд­ на и для уже сложившегося художника, ка­ ким является А. Пятков. Слабый серебристый свет прорывается сквозь свинцовую толщу облаков, искрится на далекой глади реки и чуть-чуть касается переднего плана убранного поля со скирда­ ми. Пейзаж кажется почти монохромным. Его колорит строится на тонких зеленова­ то-коричневатых, серебристых оттенках, пе­ редающих легкое движение света. Световоз­ душная среда смягчает все очертания, объе­ диняет планы пейзажа, усиливая впечатле­ ние глубинности изображаемого простран­ ства. Лиричностью, стремлением к образности отличаются пейзажи А. Лучникова «Лето» и «Горный пейзаж», А. Хусточко «Озера Барабы», А. Тришина «Весенний вечер» и «Мартовский снег», Я. Яковлева «При­ стань» и др. Со своим миром образов и индивидуаль­ ной манерой письма акварелью выступил с двумя работами «Теснины Енисея» и «Могилы предков. Хакасия» Л. Минерт. Он часто ездит в восточные районы Сибири и на основе жизненных впечатлений созда­ ет романтические листы, имеющие обяза­ тельную сюжетную завязку и построенные как картины. Убедителен и великолепен в своем эсте­ тическом восприятии мира акварельный мастер Н. Грицюк, представивший серию пейзажей Ленинграда. Его работы никогда не оставляют к себе равнодушными зри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2