Сибирские огни, 1973, №11

изображения конкретного факта ,и раскры­ вает его общечеловеческий, исторический пафос, в данном случае трагический и лири­ ческий. Стремясь возвысить и воспеть дей­ ствительно непреходящие по своему значе­ нию темы военной истории, он прибегает к отвлеченности образов, к внешне понятному символу. В первой части тетраптиха —«В тылу Колчака» — автор рассказывает о разыграв­ шейся трагедии в селе, захваченном колча­ ковцами. Вдали горят постройки, справа, в проруби, солдаты топят большевика, со дво­ ра угоняют корову и т. д. Показывая траги­ ческие сцены, гибель героя, художник выра­ жает в них не только скорбь, но и гордость за сынов Сибири, поднявшихся на великий подвиг. Серые, грязные сугробы снега на земле ^ крышах построек, темно-коричневые стены домов создают мрачный колорит и придают сцене еще большую эмоциональ­ ность. Во второй части —«Освобождение» —мы видим улицы села, заполненные ликующим народом с флагами и транспарантами. Праздничное настроение сменяется на пе­ реднем плане суровостью лиц людей, иду­ щих за жертвами колчаковского террора. Полотно решено в красном цвете. С одной стороны, он символизирует освобождение— ч восход, озаривший сельский пейзаж, с дру­ гой—кроваво-багровый цвет усиливает драматичность полотна. В третьей части «Сибирь. 1941 г.» —плот­ ный, темный колорит, вооруженные люди на марше, пустынные поля, силуэт поезда на горизонте, идущего в сторону фронта, напряженная цветовая гамма воспринима­ ются как своеобразный символ, как военная ночь, снова опустившаяся на сибирскую землю. Эта часть тетраптиха передает не только военный пафос, но и подчеркивает эпический характер события. В последнем холсте как бы подводится итог, ради которого пройден долгий путь борьбы, самопожертвования и невзгод. Ху­ дожник показывает на полотне все то же село с церковной луковицей на возвышенно­ сти. Все та же речка, все те же дали. Но произошли здесь уже разительные переме­ ны. Новые дома выстроились в две шерен-, ги, образовав широкую улицу. В центре се­ ла виднеется белокаменное здание, по мос­ ту едут велосипедисты, идет трактор На пе­ реднем плане, где стояли избы и было место расправы колчаковцев, раскинулся тенистый парк, рядом братская могила, к которой пришли люди отдать дань памяти и признательности павшим. На берегу реч­ ки пляжГ Широко шагнули опоры высоко­ вольтных электропередач. Чтобы передать пафос созидания, благополучия и достатка жителей села, художник заливает полотно обилием солнечного .света, трепетное^ сия­ ние которого придает картине светлый, ра­ достный настрой. Тетраптих А. Никольского, несомненно, успех в решении историко-военной темы в сибирском искусстве. Отечественная война нашла отражение в полотне П. Поротникова «Перед боем». Задумчиво суровы, сосредоточенно напря­ жены лица солдат, как бы молча дающих клятву на верность Родине перед боем, ко­ торый для некоторых будет последним. Здесь, у наскоро сделанного столика, они под+верждают свою клятву вступлением в ряды Коммунистической партии Советско­ го Союза. П. Поротников в своей картине раскрывает великую, несгибаемую силу со­ ветских воинов, разгромивших фашизм. Полотно волнует, как живой, непосредст­ венный свидетель жестокой и страшной войны. Композиция полотна проста и статична, здесь нет яростной атаки или жестокого боя; наоборот, чувствуется тишина, какая только бывает перед боевой грозой. Вдали горят постройки, горизонт прорезали ярко- красные всполохи зарева. На пересеченной местности дислоцируется воинское подраз­ деление. На переднем плане вдоль всего полотна перед столиком, на котором пишет заявление солдат, сомкнутым строем сто­ ят воины. Темно-зеленые, красные, корич­ невые. белые тона картины передают ат­ мосферу драмы, которая должна разыг­ раться, но они передают и предчувствие грядущей победы. Для автора важно вы­ разить свое отношение к прошедшему че­ рез эмоциональную оценку исторического факта, свидетелем которого он был сам. Такие моменты напоминают человеку о дол­ ге, о гражданском служении, раскрывают нравственное величие подвига. Однако ра­ бота очень эскизна и требует в рисунке большей доработки. . К сожалению, на историко-революцион­ ную и историко-патриотическую темы ра­ бот на выставке больше нет, хотя к тому и обязывало ее посвящение. Не нашла в экспозиции места и тема тру­ да. Жалко, что сибиряки, герои жатвы 1972 г., герои труда оказались вне поля зрения художников. В этом сказалась сла­ бая творческая связь некоторых художни­ ков с рабочим классом и крестьянством. Нужно не только хорошо пропагандиро­ вать искусство на селе и в городе, делать репортажные зарисовки во время ответст­ венных кампаний, но и создавать капи­ тальные произведения о-тружениках. Только два художника старшего поколе­ ния откликнулись на эту актуальную темуз И. Титков — пейзажем «На уборке хлеба» и Н. Хомков —картинами «Лов начинает­ ся» и «Вечернее солнце». Обе небольшие работы Н. Хомкова, скорее — эскизы, пос­ вящены нелегкому труду рыбаков. В наиболее выгодном положении оказал­ ся портрет. Однако следует оговориться, что и здесь нет ни одного портрета рабоче­ го и колхозника, за исключением «Механи­ затора с ребенком» В. Хлынова, подкупаю­ щего искренностью образа и простотой ис­ полнения. Ученым-сибирякам посвятили свои рабо­ ты живописцы В. Титков и А. Фокин. Чуть задумался сильный, волевой и оба­ ятельный профессор Демин на холсте В. Титкова. Посадка, динамичный разворот головы ученого подчеркивают внутреннюю силу, темперамент характера. Художник изображает ученого на чистом фоне, без

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2