Сибирские огни, 1973, №11

Искусство В. Токарев СТРАНА МОЯ РОДНАЯ Под таким девизом состоялось открытие в залах Картинной галереи и Новосибир­ ской организации Союза художников экспо­ зиции творческих работ, посвященных 50-ле­ тию образования Союза Советских Социа­ листических Республик. Выставка дала воз­ можность проследить путь мужества, бое­ вой и трудовой славы, пройденный сибиря­ ками. Она проникнута единым чувством, единым настроением. Представлены произ­ ведения всех видов и жанров изобразитель­ ного искусства (250 работ шестидесяти ав­ торов) . Тетраптих «История сибирского села» A. Никольского, пейзаж И. Титкова «Обь», «Портрет профессора Демина А. А.» B. Титкова, боевая графика В. Чебанова, которыми открывается экспозиция, воспри­ нимаются как выражение ее общего идейно- художественного характера. Мы снова и снова отчетливо видим, насколько сложен процесс творческого развития, особенно мо­ лодых художников, которые активно высту­ пили на этой выставке. Следует отметить, что на выставке мы ма­ ло примечаем «ключевых» произведений, от­ личающихся особой зрелостью в смысле ма­ стерства, но большинство работ —это вещи, четкие по своей идейно-художественной на­ правленности. Отчетливо просматривается общая тенденция, общее направление по­ исков как у живописцев, так и у графиков. У молодых живописцев эти поиски, в основ­ ном, сосредоточились на стремлении к со­ зданию картины как целостного организма, картины как особого мира, обладающего своими закономерностями, имеющего само­ стоятельное существование. Эскизность, этюдность, улавливание и за­ печатление отдельных наблюдений еще име­ ют место среди экспонирующихся работ. С этим связано и недостаточное внимание к эстетической ценности самого полотна, к фактуре живописи, ее проработанности, к мастерству самой техники. Не ушла еще с некоторых полотен приблизительность, не­ брежность исполнения. Интерес к традициям, на которые опира­ ются многие художники, их обращение к оп­ ределенным художественным системам но- сих не поверхностный характер, а являет­ ся отправной точкой для самостоятель­ ного творчества и поисков собственного пути. Тетраптих А. Никольского («В тылу Кол­ чака», «Освобождение», «Сибирь. 1941 г.» и «Колхоз «Большевик») рассказывает об истории сибирского села. Это одна из глав­ ных работ на выставке. В течение пяти лет художник трудился над воплощением дав­ но задуманного замысла, не раз переписы­ вая отдельные части. Точное построение каждой части, их организованность и орга­ ничность в целом характерны для творчест­ ва А. Никольского. Художник выбрал одно из сибирских сел, подвергавшееся карательным зверствам колчаковцев, и рассказал историю его осво­ бождения и восстановления. Все сцены дей­ ствия изображаются с одной — высокой — точки зрения, повторяя каждый раз изоб­ ражение села, центром которого является небольшая однокупольная церковь. Справа —речка с мостиком прорезает пересечен­ ную местность с невысокими складками холмов, на которых беспорядочно разброса­ ны постройки. В центре села, на возвышен­ ности, господствует церковь с кокошниками на фасаде. Компонует художник просто, пишет плотно, фактура холста словно виб­ рирует цветовыми оттенками, насыщена то теплыми, то холодными тонами. Цвет стано­ вится символическим выражением идейного замысла произведения. Каждая часть напи­ сана в определенном колорите в соответст­ вии с замыслом художника. Пейзаж —при всем разнообразии 'колористических и об­ разного решений, как и сцены, изображен­ ные на нем,—привлекает профессиональной культурой. В остро драматическом ключе решаются важные моменты в истории си­ бирского села — время двух войн. Николь­ ский умело сохраняет меру достоверности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2