Сибирские огни, 1973, №11
Искусство В. Токарев СТРАНА МОЯ РОДНАЯ Под таким девизом состоялось открытие в залах Картинной галереи и Новосибир ской организации Союза художников экспо зиции творческих работ, посвященных 50-ле тию образования Союза Советских Социа листических Республик. Выставка дала воз можность проследить путь мужества, бое вой и трудовой славы, пройденный сибиря ками. Она проникнута единым чувством, единым настроением. Представлены произ ведения всех видов и жанров изобразитель ного искусства (250 работ шестидесяти ав торов) . Тетраптих «История сибирского села» A. Никольского, пейзаж И. Титкова «Обь», «Портрет профессора Демина А. А.» B. Титкова, боевая графика В. Чебанова, которыми открывается экспозиция, воспри нимаются как выражение ее общего идейно- художественного характера. Мы снова и снова отчетливо видим, насколько сложен процесс творческого развития, особенно мо лодых художников, которые активно высту пили на этой выставке. Следует отметить, что на выставке мы ма ло примечаем «ключевых» произведений, от личающихся особой зрелостью в смысле ма стерства, но большинство работ —это вещи, четкие по своей идейно-художественной на правленности. Отчетливо просматривается общая тенденция, общее направление по исков как у живописцев, так и у графиков. У молодых живописцев эти поиски, в основ ном, сосредоточились на стремлении к со зданию картины как целостного организма, картины как особого мира, обладающего своими закономерностями, имеющего само стоятельное существование. Эскизность, этюдность, улавливание и за печатление отдельных наблюдений еще име ют место среди экспонирующихся работ. С этим связано и недостаточное внимание к эстетической ценности самого полотна, к фактуре живописи, ее проработанности, к мастерству самой техники. Не ушла еще с некоторых полотен приблизительность, не брежность исполнения. Интерес к традициям, на которые опира ются многие художники, их обращение к оп ределенным художественным системам но- сих не поверхностный характер, а являет ся отправной точкой для самостоятель ного творчества и поисков собственного пути. Тетраптих А. Никольского («В тылу Кол чака», «Освобождение», «Сибирь. 1941 г.» и «Колхоз «Большевик») рассказывает об истории сибирского села. Это одна из глав ных работ на выставке. В течение пяти лет художник трудился над воплощением дав но задуманного замысла, не раз переписы вая отдельные части. Точное построение каждой части, их организованность и орга ничность в целом характерны для творчест ва А. Никольского. Художник выбрал одно из сибирских сел, подвергавшееся карательным зверствам колчаковцев, и рассказал историю его осво бождения и восстановления. Все сцены дей ствия изображаются с одной — высокой — точки зрения, повторяя каждый раз изоб ражение села, центром которого является небольшая однокупольная церковь. Справа —речка с мостиком прорезает пересечен ную местность с невысокими складками холмов, на которых беспорядочно разброса ны постройки. В центре села, на возвышен ности, господствует церковь с кокошниками на фасаде. Компонует художник просто, пишет плотно, фактура холста словно виб рирует цветовыми оттенками, насыщена то теплыми, то холодными тонами. Цвет стано вится символическим выражением идейного замысла произведения. Каждая часть напи сана в определенном колорите в соответст вии с замыслом художника. Пейзаж —при всем разнообразии 'колористических и об разного решений, как и сцены, изображен ные на нем,—привлекает профессиональной культурой. В остро драматическом ключе решаются важные моменты в истории си бирского села — время двух войн. Николь ский умело сохраняет меру достоверности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2