Сибирские огни, 1973, №11
комнате из угла в угол. «Кто бы мог поду мать, что в редакции «Искры», среди людей, опытных в борьбе и осмотрительных марк систов, Иуда найдет себе сторонников! Не вообразимо. Дико». Вы слышите? Вот он, тот внутренний мо нолог, которого недоставало в первых кни гах трилогии. Он появился у Коптелова в последней части трилогии, чтобы стать но вым ярким выразительным средством, спо собным передать ту душевную бурю, кото рую переживал Ильич. Ведь мы присутству ем при рождении марксистской революцион ной партии пролетариата! «Бросив перо, Владимир Ильич стукнул кулаком, будто по ставил печать в конце письма; распахнув пиджак, прошелся по комнате. Да, чтобы хорошо узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. Никогда не думал, что так труд но будет работать,в редакции бок о бок с людьми, которых издавна привык ценить и уважать, считал столпами — ошибался, вос хищаясь их прежними заслугами. Не по дозревал, что могут пойти на компромисс. И с кем? с Иудой!! Предать «Искру», добы тую из кремня с таким трудом!» Характерно, что внутренние монологи пи сатель выстраивает отнюдь не на пустом месте, но всегда — на основе хорошо про веренных фактов, часто в виде эмоциональ ного пересказа известных писем или иных документов. Перелистывая книгу Надсона, Ленин дает оценки различным'стихам поэ та, мы как бы читаем оглавление глазами Ильича. В своеобразный «парафраз» на тему «Песни о Буревестнике» выливается один из. внутренних монологов Горького... Так, при менив новый для него прием, писатель оста ется верным принципу документального повествования. С каждым годом все меньше становится людей, которые, прочитав роман, скажут, как О. Б. Лепешинская: «Никаких наруше ний исторической правды». Но есть ведь и иные критерии правды. Один из них — до стоверность частностей, за которыми обыч но внимательно следит каждый читатель. Не знаю, как в области иных профессий, но мне, как театроведу, было необычайно ин тересно читать страницы, связанные с исто рией Петербургских гастролей МХТ. В опи сании ли спектакля «Одинокие» Г. Гауп тмана с Анной — Книппер и Кэте — Андре евой, в рассказе о докторе Штокмане — Станиславском, во всем духе театральной жизни, переданной через окружение Марии Федоровны Андреевой, ' через знаменитого Савву Морозова — буквально во всем ощу тимо дыхание достоверности. Думаю, что специалисты в иных областях знаний также смогут убедиться в доподлинности всего, о чем пишет Коптслов. Есть и еще один критерий истины — художественная правда, «истина страстей, правдоподобие чувство ваний», которой верен писатель. Художник и ученый-исследователь, неу томимый путешественник и представитель самой оседлой профессии садоводов ужива ются в Афанасии Лазаревиче самым благо получным образом. И все же по своей сути, по смыслу всей своей жизни он вечный пут ник. У него изумительная память. Литерато ры, забывшие собственные строки, неожи данно сталкиваются с живой энциклопедией его памяти. У него удивительная работоспо собность. Ее база — соразмерность усилий, пунктуальность во всем. Если Дфанасий Ла заревич назначит вам встречу, можете быть уверены, что за 10 минут до назначенного срока он будет вас ждать в условленном месте. Выдвинувшись в число видных пи сателей страны, Коптелов удивительно прост и всегда с открытым сердцем воспри нимает критику. Я не помню случая, чтобы он обиделся и не взял бы на заметку то су щественное, что подсказывает оппонент. За мыслы у писателя широкие. Время свое он расходует расчетливо и потому так уверен но идет своим спорым, неторопким шагом все вперед и дальше. В образе садовода Трофима Тимофеевича Дорогина, по признанию Афанасия Лазаре вича, заключены н его собственные черты. Не о себе ли самом сказал он однажды: «В сказках было — плывет орел под облаками, несет на могучих крыльях мальчика. Так время взяло на свои крылья Трофимку... Вот уже давно он стал Трофимом Тимофе евичем, давно у него побелела борода, а птица все несет и несет его. И он не устал от полета. У него не погас интерес к то му,—а что там, за гранью этого дня?.. Ка кие открытия сделают ученые? Как украсит народ свою землю? Жажда жизни так же вечна, как вечен полет этой птицы. Подоль ше бы не обронило его голубое крыло...» К сказанному добавить нечего. ♦ 1 2 . С ибирские огн и № 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2