Сибирские огни, 1973, №11
на была версия о прогулке Владимира Иль ича и Надежды Константиновны в сопро вождении В. М. Крутовского по саду Ники форова, пионера сибирского садоводства. Но писатель проверяет факт вновь, совер шает специальную поездку в село, ведет долгие поиски документов и на основании неопровержимых доказательств устанавли вает: память подвела «воспоминателей», ни какого сада во время пребывания Ленина в Ивановке еще не было, сад был заложен позднее. Вся объемная кропотливая работа в итоге имеет одно последствие: от заман чивой главы приходится отказываться. А как хотелось бы написать сцену, где «Владимир Ильич и Надежда Константи новна гуляют по саду, пробуют сибирские яблоки, разговаривают с М. Г. Никифоро вым, мечтают о будущих больших коллек тивных садах». Так, становясь «на горло собственной песне», шаг за шагом раскрывал Коптелов правду о пребывании Ленина в сибирской ссылке. Его труд сродни научно-исследова тельской работе. На роман можно опирать ся, как на исторически достоверный труд. Недаром Ольга Борисовна Лепешинская, член партии с 1898 года, писала автору: «Никаких нарушений исторической правды я до сих пор не заметила на страницах ро мана... Ильич, как жйвой, встает во всем величии своей простоты и человечности». Строгая документальность произведения вовсе не исключает у Коптелова ни вымыс ла, ни, тем более, домысла. «Достовер ность — дерево, лишенное в зимнюю пору листвы»,— пишет автор. Свою задачу он видел в том, чтобы опираться на документ, но «идти дальше документа», воссоздавая минувшее, «оживлять ветви так, чтобы каж дая зашумела богатой листвой». Лучшим примером «оживления докумен та», как это понимает Коптелов, может слу жить сцена в поезде, когда Владимир Ильич в одном купе с врачом Крутовским десять дней ехал от Москвы до Краснояр ска. Из воспоминаний спутника Ильича бы ло известно, что в пути «иногда дело дохо дило до горячих схваток, хотя все конча лось мирно, и мы принимались или за чае питие, или за чтение». Вот и все. Исходя из характеров собеседников, их политиче ских воззрений (а В. М. Крутовский был убежденный «областник»), писатель созда ет ряд путевых сцен, импровизирует увлека тельный диалог, занимающий в романе «Большой зачин» несколько глав. Не слу чайно об этом эпизоде весьма подробно лю бят писать критики. Он действительно ко лоритен и эмоционально убедителен. «Мчатся тройки. Лихо звенят колокольчи ки под дугой. Гудит мерзлая земля под копытами. Владимир Ильич сидит на об лучке, рядом с ямщиком, лицом к покида емым минусинским пределам». -Мыслями Ильич уже далеко отсюда, он весь в новых замыслах, мечты уносят его к тем временам, когда появится общерусская боевая пар тийная газета, когда «от «Искры» пойдет тепло по всей стране». Так закончилась сибирская ссылка Вла-. димира Ульянова. Так закончилась вторая книга Коптелова. Новые путй-дороги про легли перед вождем пролетариата, и не смог расстаться с начатой темой писатель. С но выми силами, весь без остатка погрузился художник-ученый в груды материалов. Его новые объекты исследования далеки от все го. того, о чем писал он прежде. Новый быт, новые характеры, новые взаимоотношения стали раскрываться перед ним. До чего же все сложно! Не остановился Афанасий Ла заревич перед новыми трудностями. Одержи мость темой, как на крыльях, вела его к не знакомым героям и событиям. Прошло че тыре года, и перед нами — первая часть третьей книги о Ленине. В «Точке опоры» появляются фигуры Мар това, Струве, Плеханова, Аксельрода, Пот- ресова, Веры Засулич и многих других. Ха рактеры рисуются не однолинейно, в слож ных взаимоотношениях, в острой политиче ской борьбе. Действие перебрасывается из Красноярска в Киев, из Киева в Нижний Новгород, оттуда — в Петербург и в Моск ву. Вместе с Надеждой Константиновной Крупской мы попадаем в Прагу, потом в Мюнхен. Здесь мы присутствуем при рожде нии первых номеров «Искры», отправляемся то в Лейпциг, то в Цюрих, то вместе с аген тами газеты —по далеким российским адре сатам. Быт Ульяновых в Мюнхене описан так подробно, что создается впечатление, будто сам побывал в скромной комнатке Ритмейеров, пообедал в недорогом кафе. Внешне размеренный и спокойный распо рядок жизни эмигрантов подчеркивается неторопливым ритмом повествования. Вот Ульяновы гуляют в Цюрихе у знаменитого озера и любуются, как «на синем просторе дремлющего озера белели островерхие па руса легких, как птицы, яхт, а возле самого берега плавали прикормленные лебеди... как пролетали чайки, чуть не задевая воду ост рыми концами крыльев». Мальчуган с ран цем за плечами подошел к вороху листвы и—нет, не разбросал его,— а подвинул листья в общую кучу: немецкая аккурат ность! И по контрасту с внешним покоем быта показаны бурные события, яростные споры, непримиримые разногласия, в которых рож далась «Искра», вырабатывался проект программы партии, шла подготовка ко вто рому съезду РСДРП. Владимиру Ильичу приходится выступать против тех, кого по читал своими учителями в прошлом, про тив тех, с кем прежде шел рука об руку, кто по-человечески был близок. Не фана тизм, не слепая вера, а твердая последова тельность человека, познавшего законы развития общества, преданность идее рево люционного преобразования мира, предан ность интересам пролетариата заставляла Владимира Ильича быть беспощадным к отступникам. Трудно порвать со Струве, который в бы лые времена многое сделал для Ульяновых. Но Ленин непреклонен. «Мы — идеологиче ские противники»,— заявляет он и отказы вается от всяческих переговоров с «Иудой». Но нелегко, не без внутренней борьбы дает ся эта твердость. Оставшись наедине; Вла димир Ильич долго расхаживал по своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2