Сибирские огни, 1973, №11
она слушает его «лепет». Скала представ ляется ей детским сооружением из куби ков и плиток разной величины. И рядом — восприятие природы жителем гор: «В мар те теряя силу, плачет зима». Еще порази тельнее лексическое, интонационное много образие романов о Ленине. Но об этом дальше. * * * Большой опыт в работе над производст венной темой, накопленный в период созда ния романов «Светлая кровь» и «На-гора», цикла очерков с их документальной убеди тельностью, точностью фактов и доскональ ным знанием темы, крупный успех «Велико го кочевья», поставивший этот роман в один ряд с лучшими произведениями о коллекти визации («Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова, «Горные орлы» Е. Пермитина), яркая образность, романти ческая окрыленность «Снежного пика» и «Навстречу жизни», наконец, философская глубина «Сада», — весь этот писательский багаж позволял Афанасию Лазаревичу Коп- телову мечтать широко и дерзновенно. К периоду первых замыслов романа о Ле нине писатель был во всеоружии ма стерства, практически испробовал раз личные жанры, умел понять и рас крыть боевую, актуальную партийную тему, имел успешный опыт философского осмысления проблемы «природа и люди». Как никто другой из писателей-сибиряков. готов был Коптелов к созданию своей ле- нинианы. Но робел. А кто из писателей не испытывал этого чувства робости, когда нужно было поставить слово Ленин, двое точие и — начать говорить словами вождя, мыслить категориями величайшего масшта ба. Все, кто имел опыт работы над ленин ской темой, А. Каплер, Н. Погодин, А. Кор нейчук, К. Тренев, все признавались в своем чувстве первоначального испуга перед сложностью темы. Но побеждали. Побеж дала не только смелость, не только упорст во в овладении материалом, не только та тщательность, с какой писатели изучали документы и живые свидетельства. Побеж дал метод социалистического реализма, позволявший видеть явление, образ в перс пективе его революционного развития. Ни когда ни один писатель не соприкасался со столь громадной, ответственной темой, но художественные открытия Горького и Ма яковского, идея «партия и Ленин — близ нецы-братья», позволяли найти верный ключ в раскрытии образа «самого человечного че ловека». Как и для других писателей, ленинская тема для А. Коптелова имела характер Личный, глубоко выношенный, свой собст венный. В биографии писателя можно про честь: «Занялся книгбношеством. Зимой с возком книг ехал из деревни в деревню. В дом, где я останавливался, а чаще всего в избу-читальню собирались не только моло дежь, но и пожилые крестьяне, и начина лась беседа. — Нет ли у тебя книжки про Крупскую? А чаще всего спрашивали «про Ленина». К моему огорчению, я не мог удовлетворить этого интереса. Книг не было. Во всяком случае, я не мог их достать. Единственная брошюра Виленского-Сибирякова «Ленин в сибирской ссылке» до нас не дошла;..» Через всю жизнь будущего писателя прохо дила ленинская тема. Довелось ему стать и участником всенародного горя. «Январским вечером вошел какой-то чело век и с порога, обвитый клубами мерзлого воздуха, объявил: — Умер Ленин... Это прозвучало как внезапный удар гро ма. Все повскакали с коек... А может, ошибся незнакомый вестник?.. Я отправился в редакцию. Не шел, а бежал. Под ногами жестко скрипел промороженный снег. Ошиб ки не было... Все утирали слезы. Первую прощальную речь произнес В. Д. Вегман... Ему было, может быть, горше всех нас,— он знал Ильича еще по работе в «Искре», где помещал свои «Письма из Вены»... На окраинах плакали заводские гудки». Это юношеские воспоминания. Уже дав ние. Но не здесь ли запев будущих романов писателя? Ясно одно — не вчера и не вдруг начал разрабатывать свою лениниану Коп телов. Он шел к ней всей жизнью. К моменту появления первых романов Коптелова, посвященных сибирской ссылке Ленина, в нашей литературе среди наибо лее значительных произведений ленинской тематики можно было назвать «Синюю тет радь» Э. Казакевича. Смелый домысел, психологическая насыщенность, драматиза ция событий — вот отличительные черты этой интересной повести. В процессе подго товки революции Ленин теряет друзей, ко торые в силу ограниченности своего миро воззрения не смогли понять сущности про исходящих событий. Это вызывает горькие раздумья Владимира Ильича, заставляет его переживать тяжелые минуты расстава ния с отступниками, с которыми прежде был связан человеческой дружбой. Такая событийная канва позволила Э. Казакевичу широко использовать прием драматического внутреннего монолога. Еще дальше в этом направлении пошел А. Штейн. В его пье се «Между ливнями» внутренний монолог стал одним из главных выразительных средств. В течение большой сцены Ленин находится один на один со своими мыслями и произносит вслух все, что думает в связи с событиями, происходящими сейчас или происшедшими ранее. Характерно, что условность приема внут реннего монолога, органичная для Казаке вича и Штейна, оказалась неприемлемой на первых порах для Коптелова. Во всяком, случае, в первых двух книгах —«Большой зачин» и «Возгорится пламя» —писатель почти полностью исключил внутренний мо нолог из числа выразительных средств. По чему? В своем стремлении быть предельно документальным-, доказательным, Коптелов не мог включить условность приема, чтобы не впасть в излишнюю беллетризацию. Он скрупулезно изучал факты. Прежде чем включить их в произведение, проверял неод нократно, отметал легенды, противореча щие истине. Дважды, трижды подтвержде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2