Сибирские огни, 1973, №11
встречу жизни», где исключительные обстоя тельства обусловливали возвышенно-поэти ческий и романтический строй речи, в «Са де» все обычно. Два колхоза, два председа теля, два представителя различных методов хозяйствования вступают в соревнование. Побеждает тот, кто не просто выполняет план любым путем, но тот, кто думает о бу дущем, работает с перспективой. Сверхран ний посев ради цифры в районной сводке, ненужная экономия на лесопосадках в ущерб будущему плодородию, нежелание идти в ногу с передовой агротехникой на по верку оборачиваются в годы засухи и злых суховеев ничем не восполнимыми потерями. Вглядываясь в день сегодняшний, уходя щий, Коптелов увидел и запечатлел в обра зе Забалуева тип хозяйственника, вопло щающего это уходящее. До чего же сочен и ярок облик этого председателя колхоза «Красный партизан» Сергёя Макаровича За балуева! Сам бывший партизан, голос он имеет зычный и по самому пустячному по воду говорит так громко, что все вокруг ог лядываются. Работать он умеет лихо, сно ровисто. Один на пятерых подводах весь день сено возил на спор. Ни травиночки у него не осталось ни в стогах, ни на дороге. И лошадей не загнал: йодсунь руку под хо мут любой из них —сухо! Он и сплясать горазд так, чтобы половицы ходуном ходи ли, он выпить и крякнуть может смачно. Даже болеет по-своему, по-забалуевски — истово, всем напоказ. День и ночь на по лях, везде все самолично проверит, где на до обругает с удовольствием, где надо по хвалит, где надо и где не надо—схитрит. Вот хитрить он научился здорово. Один из всех председателей колхозов во всем рай оне, Забалуев умудрился прожить жизнь без взысканий, всегда был на виду, торже ственно восседал в президиумах, и никто даже не подозревал —какой обузой для всего нового стал этот преданный своему делу, по-своему обаятельный работяга- председатель. В самом начале романа есть маленькая сценка, где рассказывается, как два председателя ехали на совещание в го род. Один въехал через проспект, а другой нашел путь покороче —с Болотной улицы, через Заячий переулок и сквозь двор с раз ломанным забором. Вот так и выныривал всю жизнь Забалуев на Краснооктябрьской улице через лазейки да хитроумные закоу лочки. Обличительная сила образа Забалуе ва не только в живых, ярко обрисованных чертах его характера. Совершенно очевидно, что подобный тип хозяйственника мог сло житься под воздействием ошибочных форм руководства, и самим фактом своего благо получного существования Забалуев обличал пороки сложившейся системы. Но писатель, осуждая Забалуева, не спешит сбросить его со счетов. Подобно тому, как старинный серп в непогожую осень еще способен по мочь в хозяйстве подобрать полегшие хле ба, так и старинные методы забалуевского председательствования способны в какой-то мере быть использованы для дела. Недаром же в финале мы узнаем, что райком счел возможным использовать этого хвастливого и—одновременно —размашистого, хитро умного и работящего человека на должно сти председателя Маленькой сельхозартели. Ничего не поделаешь —строить новое при ходится и с людьми старой закваски. Вглядываясь в день завтрашний, насту пающий, Коптелов любовно рисует образы людей, несущих черты будущего. Таков прежде всего Трофим Тимофеевич Дорогин, садовод, создающий опытным путем новые сорта яблок, пшеницы, ячменя. Этот образ особенно дорог писателю, в нем заключены качества многих энтузиастов сибирского са доводства, в нем нашла свое завершение мысль о гармоничном включении усилий че ловека в вечный круговорот природы. Вот где конкретный план повествования совер шенно органично переходит в план фило софских обобщений. В жизни Трофима Дорогина нет внешних эффектных дел, ярких событий. Опыле ние, прививки, скрупулезные записи в жур налах таков обычный круг деятельно сти садовода. Но' сколько нужно силы воли, мужества, чтобы в один из печаль ных дней, вдруг обнаружив гибель взлелеян ных деревьев, понять, что все необходимо начинать сначала. Ранняя зима, оттепели, создавшие резкие колебания температур, погубили чуть ли не весь плодовый сад До рогина. Вот он идет вдоль шеренги «покой ников», ужасающих своей скорбностью коряг. «— 'Руки опускаются,— отчаиваются по мощники». Но твердо верит в будущее Дорогин: «Нынешний год, однако, из сотни — самый суровый. Такие беды и на юге бывают. Иногда мороз добирается до Сочи. Так, что же, репу там выращивать, что ли? Нет. Через два-три года подымаются новые са ды. И у нас — тоже». Символом преемственности поколений предстает финальная сцена романа. После смерти Дорогина сад «наследуют» два его помощника — Василий и Вера. На их долю выпало жестокое испытание: внезапно на летевший шквал опустошил сад. «Там и сям лежали разломленные яблони. Под жар ким солнцем быстро завяла листва повреж денных деревьев. Дрябли на земле зеленые яблоки. Едва ли не половина урожая была обречена на гибель...» Подошедшая к мужу Вера не охала, не впадала в уныние. Она припомнила -с/юва, которыми когда-то на путствовал Мичурин ее отца: «Иди через все трудности! Не сгибай головы! Добивай ся своего!». Вера взяла мужа за руку: «И мы пойдем! Сделаем все! — Сделаем! — подтвердил Василий». Упорство садовода, «представителя самой мирной и радостной профессии», сродни тем мужественным усилиям, которые предпри нимаются лучшими людьми страны в от стаивании дела мира. Так, сад колхоза «Красный партизан», переименованного впоследствии в колхоз «Победа», в созна нии героев перерастает в огромный сад — Родину — от Закарпатья до Тихого океа на, «сад для всех». А дальше воображение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2