Сибирские огни, 1973, №11

Нехватка технических средств? Одну за другой отводит писатель все эти причины, не они привели к роковой развязке. Несмот­ ря на военные годы, экспедиция Кожухова (подчеркиваю —Кожухова, а не Кошурни- кова) имела вполне удовлетворительное, ес­ ли не сказать —хорошее снаряжение. Люди были тепло и удобно одеты, у них имелся достаточный запас продуктов, была рация, на помощь могла быть вызвана и самолет­ ная разведка. Люди экспедиции были спая­ ны твердой дисциплиной и хорошей муж­ ской дружбой. Кстати, тему человеческого благородства и высокой дружбы писатель утверждает весьма любопытным парадоксальным при­ емом через рассказ... о вражде. Да, двое мо­ лодых участников экспедиции, встретив­ шись, в первый момент отвернулись друг от друга и с трудом заставили себя обме­ няться рукопожатием. Оказывается, их раз­ деляло давнее, еще со школьной скамьи, со­ перничество из-за любимой девушки. Не­ смотря на это, в продолжение всего похода они оказывали друг другу рыцарскую по­ мощь, состязались в благородстве. Итак, несмотря на большой опыт путеше­ ственника, имевшийся у Кожухова, несмот­ ря на внешние, достаточно благоприятные обстоятельства, экспедиция закончилась трагически. В чем причина? Есть в повести несколько ярких картин, раскрывающих мысль автора. Природа благосклонна к изы­ скателям. Она, как друг, готова помочь, ук­ рыть хвойной теплотой замерзших путни­ ков. «Кряжистые, приземистые деревья, от­ кинув косматые ветки на одну сторону, вы­ шли навстречу неизвестным людям, гото­ вые, наперекор холодному ветру, принять и обогреть их на сухой хвое возле самого ствола, под зеленым пологом ветвей». Лес готов отдать изголодавшимся людям все свои богатства, но... Но причиной всех бед стала злая болезнь, посетившая здешние места, превратившая их в роковую зону мертвого леса: «...однажды ветер занес в тайгу целое облако легких, как пушинки, бабочек. Они жили всего один день и исчез­ ли, кагк дурная метель, осмелившаяся су­ нуться в долину в неурочную летнюю пору. Но после них по всем веткам поползли гусе­ ницы,'и хвоя начала таять, словно лед под солнцем: серая паутина обволокла деревья снизу доверху. И лес задохнулся. Испуга­ лись мертвых деревьев рябчики, улетели глухари. Остались одни дятлы. Они распо­ роли сухую кору, а ветер в одно лето раз­ дел деревья, обломал сухие ветки. И на ме­ сте живого леса теперь стоял сухостойник, похожий на старые, промытые дождями ко­ сти». В мертвом лесу, который тянулся на всем пути экспедиции вдоль реки, не было корма для оленей. Тревога с каждым днем и часом все усиливается. «Первыми не выдержали олени... В гору они шли с открытыми рта­ ми, высунув набок языки». Еще через не­ сколько страниц читаем: «...нигде не было ни одного светлого пятна северного ягеля, и слабосильные олени быстро отощали. По­ качиваясь, они брели с низко опущенными головами, будто раскидистые рога у них сразу стали свинцовыми». Вскоре среди сплошного сухостойника не стало и зеленых веток. С оленями пришлось расстаться. За­ тем путь экспедиции преградил бурелом, в лесу невозможно стало отыскать дичь. Мертвый лес побеждал жизнь. А ведь вмешайся человек в жизнь приро­ ды—и лес не пропал бы. Достаточно было провести с самолета опыление, чтобы вновь зазеленели хвойные ветви, чтобы вновь на­ полнилась тайга многоголосьем птиц. Чело­ век должен вмешиваться в жизнь природы, должен лечить ее от заболеваний так же, как лечат людей. Эта мысль неопровержи­ мым выводом следует из повести. Для Афанасия Лазаревича Коптелова, воспитанного на горьковских традициях, продолжателя этих традиций в наши дни, в слове Человек заключено понятие творца, созидателя. В своих произведениях он вос­ певает мужество, отвагу, честность, гор­ дость, дружбу и высокую чистую любовь,— и все это во имя прославления истинно че­ ловеческого начала в Человеке. Писатель верит в могущество человека, но убежден, что истинно творческие его качества раскро­ ются лишь в том случае, если субъективные усилия личности совпадут с объективными законами природы. Только в этом случае возникает гармоническое единство природы и человека. С особенной силой прозвучала эта мысль в романе Коптелова «Сад», произведении, целиком посвященном проблемам творче­ ской преобразующей деятельности челове­ ка. Роман, законченный в его журнальном варианте в 1955 году, и по сей день читает­ ся как вещь, остро современная. Нужно было хорошо знать жизнь, обла­ дать смелостью, чтобы в разгар «холодной воины» написать: «Нам есть чему поучить­ ся у ближних и дальних соседей. Да и не зазорно: все ценное на земле создает народ. Зазорно сидеть дома и перехваливать само­ го себя. Я бы разослал делегации по всему свету: обменяться научными открытиями, изобретениями. К слову сказать, из Амери­ ки я привез новые сорта яблони. А инженеры могли бы найти новинки в технике...» Слова эти, сказанные одним из главных героев Коптелова, звучат так, как будто произне­ сены сегодня, в обстановке решительного потепления взаимоотношений с Америкой, Федеративной Республикой Германии и другими странами с противоположной со­ циальной системой. Еще дальше в глобальности постановки проблемы идет писатель, когда утверждает, что люди планеты — не что иное, как «ближние и дальние соседи». Ведь это ска­ зано было еще до первого полета человека в космос, еще до запуска первого спутника земли —событий, произведших переворот в сознании человечества. Ныне идея добросо­ седских отношений завладела миром. В «Саде» писатель, чуткий к народным чаяни­ ям, запечатлел мечту, которая издавна зре­ ла в толще людской. В отличие от «Снежного пика» и «На

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2