Сибирские огни, 1973, №11

что казалось, распахнулись ворота в какой- то неведомый мир. Внизу склоны гор зарос­ ли болыиетравьем с голубыми и алыми по­ лянами цветов. Выше —серые, фиолетовые и розовые гольцы. По бокам их ниспадали снежные косы. Многочисленные белые мол­ нии водопадов рассекали скалы сверху дони­ зу. На широких уступах зеленели изумруды озер. А впереди, в долине, уже показался шершавый язык ледника». Вот он, пейзаж, увиденный глазами влюб­ ленного в природу человека. Чувство слитно­ сти с нею рождает в высоких душах высо­ кие чувства. Нежное и сильное, как горный цветок эдельвейс, чувство возникает у юно­ ши-алтайца Ыната к девушке-горожанке Клаве. Чувство крепнет, проходит испыта­ ние опасностью, выдерживает насмешки ревнивца, ледяную купель и стыд неловко­ сти, когда юноша-горец, оборвавшийся в ре­ ку, был спасен девушкой. В минуту смер­ тельной опасности, когда упавшая с кручи Клава повисает на веревке по одну сторону горного склона, по другую оказывается Ынат. Высоким символом единения любя­ щих стала эта сцена взаимной выручки. Связанные в одной связке, юноша и девуш­ ка шаг за шагом, сантиметр за сантимет­ ром идут навстречу друг другу, и их согла­ сованные усилия приводят к победе. Лю­ бовь их мужественна и чиста, как чист и прозрачен воздух гор, как хрустально звон­ ки горные ручьи с хрупкими обломками льдинок. Люди держат испытание перед природой под опаляющими лучами горного солнца, перед величавой и суровой красотой гор­ ных вершин. Побеждают лучшие, сильные. Слабые остаются в долинах. В «Снежном пике» отчетливо различимы два плана повествования: конкретный, ре­ альный и второй, возникающий подспудно в душах героев. С одной стороны, последова­ тельно, неторопко раскрывается картина восхождения альпинистов. Здесь много под­ робностей, точных деталей. На каждом ша­ гу путешественников подстерегают случай­ ности, одна опасность сменяет другую. Но есть одна закономерность —побеждают от­ вага, коллективная спайка, дружба. Одним из любимых изобразительных приемов здесь предстает прием «препарирования секунды». Как в приведенном нами примере, когда считанные секунды отделяют момент паде­ ния девушки с обрыва до момента ответно­ го маневра Ыната, писатель как бы оста­ навливает время и не спеша, подробно рас­ сказывает о том, что же произошло, о чем успел подумать в этот миг герой, что успел почувствовать. Так в спортивной телевизи­ онной передаче повторно показывают в за­ медленном темпе момент «взятия ворот» или какой-либо острый игровой сюжет. Именно в те «препарированные секунды» возникает и начинает набирать силу вторая тема повествования, назовем ее —темой ли­ кования. Каждый раз, когда в итоге столкно­ вения с преградой человек одерживает верх, в душе его крепнет и ширится уверенность в своем могуществе. Этот внутренний нара­ стающий мотив повести, все усиливаясь, под-' водит нас к могучему апофеозу, когда тор­ жественным величавым аккордом возгла­ шается слава дружбе, верности, отваге, любви. Взойдя на ранее неприступную вер­ шину, альпинисты в своем торжестве побе­ дителей слились с величием открывшегося перед ними мира, познали свои силы и с восхищением отдали дань могуществу при­ роды. Повесть «Навстречу жизни» написана на основе дневников инженера Александра Ми­ хайловича Кошурникова, известного в Сиби­ ри инженера-изыскателя новых железнодо­ рожных магистралей. История изыскания пути на трассе Абакан—Тайшет изложена писателем хотя и близко к документальному источнику, но ни в коем случае не повторяет биографических фактов участников экспеди­ ции, подлинных географических наименова­ ний и событий. Перед нами не докумен­ тальное, как иногда представляют себе не­ которые читатели, а художественное произ­ ведение, и судить его нужно по законам жанра. О чем повесть? О героизме, мужестве со­ ветских людей, идущих на жестокие испыта­ ния во имя торжества идеи, жертвующих жизнью во имя счастья будущих поколений. Повесть о долге и о совести. Совершенно естественно, что тема продиктовала герои­ ко-романтическую форму ее воплощения. Мы восхищаемся мужественным, цельным характером начальника экспедиции Андрея Кожухова, честностью и благородством двух молодых его соратников, показанных в процессе их возмужания. Мы вполне раз­ деляем мысль, высказанную одним из геро­ ев повести: «Мы —как разведчики перед большим сражением. Вот идем мы, два ин- женера-изыскателя и геолог, по такой дре­ мучей тайге, по неизведанным местам да по глухомани, как писали раньше, а за нами движется жизнь». Обо всех этих неоспоримых достоинст­ вах повести «Навстречу жизни» уже доста­ точно хорошо и много говорилось. Но како­ вы взаимоотношения человека и природы, если попытаться вникнуть во внутренние противоречия, составляющие глубинную причинно-следственную связь? На первый цзгляд —перед нами традиционная мысль: суровая, непокоренная природа и покоряю­ щий ее человек, который утверждает свою победу ценой собственной жизни. Но такой вывод можно сделать только по самому пер­ вому впечатлению. На самом деле, Копте- лов и в этой повести остается верен своей концепции о гармоническом включении уси­ лий человека в природный комплекс, при не­ пременном условии соблюдения равновесия человека и окружающей среды. Писатель горячо утверждает идею активного творче­ ского вторжения человека в природу. Но эта его деятельность никак не может огра­ ничиваться понятием «покорить природу». Важно, чтобы усилия человека были на­ правлены «навстречу жизни». Что стало причиной гибели экспедиции? Злые силы природы, против которых не смогли совладать люди? Слабая подготов­ ленность из-за трудных военных условий?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2