Сибирские огни, 1973, №11
что казалось, распахнулись ворота в какой- то неведомый мир. Внизу склоны гор зарос ли болыиетравьем с голубыми и алыми по лянами цветов. Выше —серые, фиолетовые и розовые гольцы. По бокам их ниспадали снежные косы. Многочисленные белые мол нии водопадов рассекали скалы сверху дони зу. На широких уступах зеленели изумруды озер. А впереди, в долине, уже показался шершавый язык ледника». Вот он, пейзаж, увиденный глазами влюб ленного в природу человека. Чувство слитно сти с нею рождает в высоких душах высо кие чувства. Нежное и сильное, как горный цветок эдельвейс, чувство возникает у юно ши-алтайца Ыната к девушке-горожанке Клаве. Чувство крепнет, проходит испыта ние опасностью, выдерживает насмешки ревнивца, ледяную купель и стыд неловко сти, когда юноша-горец, оборвавшийся в ре ку, был спасен девушкой. В минуту смер тельной опасности, когда упавшая с кручи Клава повисает на веревке по одну сторону горного склона, по другую оказывается Ынат. Высоким символом единения любя щих стала эта сцена взаимной выручки. Связанные в одной связке, юноша и девуш ка шаг за шагом, сантиметр за сантимет ром идут навстречу друг другу, и их согла сованные усилия приводят к победе. Лю бовь их мужественна и чиста, как чист и прозрачен воздух гор, как хрустально звон ки горные ручьи с хрупкими обломками льдинок. Люди держат испытание перед природой под опаляющими лучами горного солнца, перед величавой и суровой красотой гор ных вершин. Побеждают лучшие, сильные. Слабые остаются в долинах. В «Снежном пике» отчетливо различимы два плана повествования: конкретный, ре альный и второй, возникающий подспудно в душах героев. С одной стороны, последова тельно, неторопко раскрывается картина восхождения альпинистов. Здесь много под робностей, точных деталей. На каждом ша гу путешественников подстерегают случай ности, одна опасность сменяет другую. Но есть одна закономерность —побеждают от вага, коллективная спайка, дружба. Одним из любимых изобразительных приемов здесь предстает прием «препарирования секунды». Как в приведенном нами примере, когда считанные секунды отделяют момент паде ния девушки с обрыва до момента ответно го маневра Ыната, писатель как бы оста навливает время и не спеша, подробно рас сказывает о том, что же произошло, о чем успел подумать в этот миг герой, что успел почувствовать. Так в спортивной телевизи онной передаче повторно показывают в за медленном темпе момент «взятия ворот» или какой-либо острый игровой сюжет. Именно в те «препарированные секунды» возникает и начинает набирать силу вторая тема повествования, назовем ее —темой ли кования. Каждый раз, когда в итоге столкно вения с преградой человек одерживает верх, в душе его крепнет и ширится уверенность в своем могуществе. Этот внутренний нара стающий мотив повести, все усиливаясь, под-' водит нас к могучему апофеозу, когда тор жественным величавым аккордом возгла шается слава дружбе, верности, отваге, любви. Взойдя на ранее неприступную вер шину, альпинисты в своем торжестве побе дителей слились с величием открывшегося перед ними мира, познали свои силы и с восхищением отдали дань могуществу при роды. Повесть «Навстречу жизни» написана на основе дневников инженера Александра Ми хайловича Кошурникова, известного в Сиби ри инженера-изыскателя новых железнодо рожных магистралей. История изыскания пути на трассе Абакан—Тайшет изложена писателем хотя и близко к документальному источнику, но ни в коем случае не повторяет биографических фактов участников экспеди ции, подлинных географических наименова ний и событий. Перед нами не докумен тальное, как иногда представляют себе не которые читатели, а художественное произ ведение, и судить его нужно по законам жанра. О чем повесть? О героизме, мужестве со ветских людей, идущих на жестокие испыта ния во имя торжества идеи, жертвующих жизнью во имя счастья будущих поколений. Повесть о долге и о совести. Совершенно естественно, что тема продиктовала герои ко-романтическую форму ее воплощения. Мы восхищаемся мужественным, цельным характером начальника экспедиции Андрея Кожухова, честностью и благородством двух молодых его соратников, показанных в процессе их возмужания. Мы вполне раз деляем мысль, высказанную одним из геро ев повести: «Мы —как разведчики перед большим сражением. Вот идем мы, два ин- женера-изыскателя и геолог, по такой дре мучей тайге, по неизведанным местам да по глухомани, как писали раньше, а за нами движется жизнь». Обо всех этих неоспоримых достоинст вах повести «Навстречу жизни» уже доста точно хорошо и много говорилось. Но како вы взаимоотношения человека и природы, если попытаться вникнуть во внутренние противоречия, составляющие глубинную причинно-следственную связь? На первый цзгляд —перед нами традиционная мысль: суровая, непокоренная природа и покоряю щий ее человек, который утверждает свою победу ценой собственной жизни. Но такой вывод можно сделать только по самому пер вому впечатлению. На самом деле, Копте- лов и в этой повести остается верен своей концепции о гармоническом включении уси лий человека в природный комплекс, при не пременном условии соблюдения равновесия человека и окружающей среды. Писатель горячо утверждает идею активного творче ского вторжения человека в природу. Но эта его деятельность никак не может огра ничиваться понятием «покорить природу». Важно, чтобы усилия человека были на правлены «навстречу жизни». Что стало причиной гибели экспедиции? Злые силы природы, против которых не смогли совладать люди? Слабая подготов ленность из-за трудных военных условий?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2