Сибирские огни, 1973, №11
атмосфера, тональность. Светлым поэтиче ским чувством наполнена повесть о восхож дении альпинистов на ранее неприступную гору в «Снежном пике». Сурово-сдержанная интонация отличает трагедийную повесть, о судьбе экспедиции отважных землепроход цев в «Навстречу жизни». Неудержимым порывом к новой жизни определена радост но-взволнованная атмосфера «Великого ко чевья». Мотивы интернационализма, все общности задач человечества перед приро дой, необходимости беречь- и приумножать богатства земли обусловили публицистиче ский накал «Сада». Верность идее, классу, непримиримость к отступникам—пафос три логии о Ленине. Всему творчеству Коптелова присущ по стоянный взгляд вперед, умение видеть и ни при каком случае не терять перспективу. В его лучших произведениях воплотилась жизнь Советской Сибири в ее революцион ном развитии. Каков же писательский облик Коптелова? «Неторопкий, но спорый», как утверждает А. Никульков? Да, безусловно. Или же главное в нем—«это его активное, действен ное отношение к жизни, к текущим событи ям, к людям, создавшим новое, к интересам советского народа», как отмечал в своей книге «Художник и время» Н. Яновский (Новосибирск, 1962 г., стр. 50)? И это вер но. Верно то, что Коптелов и спорый, и не торопкий, и деятельный, и современный, и стремительный, и не чуждый крылатому ро мантизму. Верно то, что он — разный. * * * Переиздавая в 1973 году две свои пове сти, созданные четверть, века назад, А. Коп телов снабдил их общим заглавием «Горы и люди». Повести начали новую, жизнь. Бо лее того, заглавие позволило выявить в них то общее, что составляет существенную сто рону всего творчества Коптелова, тему, ко торую можно назвать «Природа и люди». «Снежный пик» рассказывает об истории восхождения большой группы советских альпинистов на ранее неприступную горную вершину. В основе повести действительный факт покорения алтайской горы Белухи, про исшедший в 1936 году. Другая повесть — «Навстречу жизни» вобрала в себя многие подлинные факты героической экспедиции инженера Кошурникова по изысканию же лезной дороги Абакан — Тайшет. Экспеди ция, закончившаяся трагической гибелью всех ее участников, как известно, проходила осенью 1942 года. Итак, две повести из истории освоения Южной-Сибири.... Но, честное слово, пере- читывая их, вы ни за что не поверите, что перед вами историческая давность. Духом злободневности дышат страницы книги. По рою кажется, что в ряду публицистиче ских выступлений по проблемам сохранения и бережного использования окружающей среды, которых так много сейчас печатает ся на страницах газет и журналов, взял слово художник, кровно заинтересованный в теме, имеющий свою сегодняшнюю точку зрения и страстно отстаивающий ее своей книгой. Две повести не просто поставлены рядом. Они представляют собой две грани, две сто роны вопроса и разрешают их каждая по- своему: «Снежный пик» в поэтическом клю че раскрывает, так сказать, моральный ас пект проблемы, «Навстречу жизни» — в ге роико-романтическом. Но обе приводят чи тателя к логически-неопровержимым выво дам. До сих пор существует мнение, будто бы смысл и содержание обеих повестей Копте лова, их внутренний пафос — призыв к по корению природы. «Природа, какой бы ни казалась она грозной, необузданно-дикой и неприступной, должна быть покорена»,,—пи сал Н. Яновский под свежим впечатлением от прочитанного. И, конечно же, ошибался, упрощал проблему, которая поставлена у Коптелова гораздо глубже, многостороннее. Человек не может и не должен противо стоять природе, потому что он —единая ее часть. Поиски гармонического сочетания преобразующей, творческой силы человека и сил природы — вот центральная мысль произведений Коптелова. На страницах по вестей как бы реализуется призыв Карла Маркса —оставить землю «улучшенной по следующим поколениям». Настойчиво подчеркивает писатель рбль социального фактора, утверждая, что имен но в Стране Советов созданы оптимальные условия для правильного сочетания интере сов личности, нынешнего поколения людей с интересами будущего планеты. В «Снежном пике» природа предстает са мым строгим и справедливым экзаменато ром человека. Злыми красками, саркастиче ски, не останавливаясь перед преувеличени ями, высмеивает Коптелов горе-рекордсме нов, так называемых «покорителей горных вершин» авантюристов супругов Дождико- вых, доказывает несостоятельность их инди видуалистических устремлений. И, наоборот, высокой поэзией окрашивается коллектив- 'ный подвиг советских альпинистов, стремя щихся не столько «покорить природу», сколько понять ее, изучить. Недаром же та кое большое место уделяет автор описанию сбора гербария, коллекции минералов, вся чески подчеркивая стремление участников восхождения познать окружающее. Совершенно определенно звучит этот те зис —- познай законы природы! — в наши дни, когда проблема охраны и рационально го использования живой природы с каждым годом становится все более актуальной. «Снежный пик» написан на едином дыха нии, светло и поэтично. Природа прекрасна, и только ради того, чтобы понять ее вели чие и красоту, чтобы хоть на миг слиться,с нею, стоит подниматься в горы. Только ра ди того, чтобы понимать, любить открываю щийся человеку мир, стоит стать альпини стом. «Долина становилась все теснее и тес нее, хребты вплотную придвигались друг к другу. На камнях ревел Курган. Но тропа повернула влево, и за поворотом хребта снова расступилась, да с такой быстротой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2