Сибирские огни, 1973, №11

атмосфера, тональность. Светлым поэтиче­ ским чувством наполнена повесть о восхож­ дении альпинистов на ранее неприступную гору в «Снежном пике». Сурово-сдержанная интонация отличает трагедийную повесть, о судьбе экспедиции отважных землепроход­ цев в «Навстречу жизни». Неудержимым порывом к новой жизни определена радост­ но-взволнованная атмосфера «Великого ко­ чевья». Мотивы интернационализма, все­ общности задач человечества перед приро­ дой, необходимости беречь- и приумножать богатства земли обусловили публицистиче­ ский накал «Сада». Верность идее, классу, непримиримость к отступникам—пафос три­ логии о Ленине. Всему творчеству Коптелова присущ по­ стоянный взгляд вперед, умение видеть и ни при каком случае не терять перспективу. В его лучших произведениях воплотилась жизнь Советской Сибири в ее революцион­ ном развитии. Каков же писательский облик Коптелова? «Неторопкий, но спорый», как утверждает А. Никульков? Да, безусловно. Или же главное в нем—«это его активное, действен­ ное отношение к жизни, к текущим событи­ ям, к людям, создавшим новое, к интересам советского народа», как отмечал в своей книге «Художник и время» Н. Яновский (Новосибирск, 1962 г., стр. 50)? И это вер­ но. Верно то, что Коптелов и спорый, и не­ торопкий, и деятельный, и современный, и стремительный, и не чуждый крылатому ро­ мантизму. Верно то, что он — разный. * * * Переиздавая в 1973 году две свои пове­ сти, созданные четверть, века назад, А. Коп­ телов снабдил их общим заглавием «Горы и люди». Повести начали новую, жизнь. Бо­ лее того, заглавие позволило выявить в них то общее, что составляет существенную сто­ рону всего творчества Коптелова, тему, ко­ торую можно назвать «Природа и люди». «Снежный пик» рассказывает об истории восхождения большой группы советских альпинистов на ранее неприступную горную вершину. В основе повести действительный факт покорения алтайской горы Белухи, про­ исшедший в 1936 году. Другая повесть — «Навстречу жизни» вобрала в себя многие подлинные факты героической экспедиции инженера Кошурникова по изысканию же­ лезной дороги Абакан — Тайшет. Экспеди­ ция, закончившаяся трагической гибелью всех ее участников, как известно, проходила осенью 1942 года. Итак, две повести из истории освоения Южной-Сибири.... Но, честное слово, пере- читывая их, вы ни за что не поверите, что перед вами историческая давность. Духом злободневности дышат страницы книги. По­ рою кажется, что в ряду публицистиче­ ских выступлений по проблемам сохранения и бережного использования окружающей среды, которых так много сейчас печатает­ ся на страницах газет и журналов, взял слово художник, кровно заинтересованный в теме, имеющий свою сегодняшнюю точку зрения и страстно отстаивающий ее своей книгой. Две повести не просто поставлены рядом. Они представляют собой две грани, две сто­ роны вопроса и разрешают их каждая по- своему: «Снежный пик» в поэтическом клю­ че раскрывает, так сказать, моральный ас­ пект проблемы, «Навстречу жизни» — в ге­ роико-романтическом. Но обе приводят чи­ тателя к логически-неопровержимым выво­ дам. До сих пор существует мнение, будто бы смысл и содержание обеих повестей Копте­ лова, их внутренний пафос — призыв к по­ корению природы. «Природа, какой бы ни казалась она грозной, необузданно-дикой и неприступной, должна быть покорена»,,—пи­ сал Н. Яновский под свежим впечатлением от прочитанного. И, конечно же, ошибался, упрощал проблему, которая поставлена у Коптелова гораздо глубже, многостороннее. Человек не может и не должен противо­ стоять природе, потому что он —единая ее часть. Поиски гармонического сочетания преобразующей, творческой силы человека и сил природы — вот центральная мысль произведений Коптелова. На страницах по­ вестей как бы реализуется призыв Карла Маркса —оставить землю «улучшенной по­ следующим поколениям». Настойчиво подчеркивает писатель рбль социального фактора, утверждая, что имен­ но в Стране Советов созданы оптимальные условия для правильного сочетания интере­ сов личности, нынешнего поколения людей с интересами будущего планеты. В «Снежном пике» природа предстает са­ мым строгим и справедливым экзаменато­ ром человека. Злыми красками, саркастиче­ ски, не останавливаясь перед преувеличени­ ями, высмеивает Коптелов горе-рекордсме­ нов, так называемых «покорителей горных вершин» авантюристов супругов Дождико- вых, доказывает несостоятельность их инди­ видуалистических устремлений. И, наоборот, высокой поэзией окрашивается коллектив- 'ный подвиг советских альпинистов, стремя­ щихся не столько «покорить природу», сколько понять ее, изучить. Недаром же та­ кое большое место уделяет автор описанию сбора гербария, коллекции минералов, вся­ чески подчеркивая стремление участников восхождения познать окружающее. Совершенно определенно звучит этот те­ зис —- познай законы природы! — в наши дни, когда проблема охраны и рационально­ го использования живой природы с каждым годом становится все более актуальной. «Снежный пик» написан на едином дыха­ нии, светло и поэтично. Природа прекрасна, и только ради того, чтобы понять ее вели­ чие и красоту, чтобы хоть на миг слиться,с нею, стоит подниматься в горы. Только ра­ ди того, чтобы понимать, любить открываю­ щийся человеку мир, стоит стать альпини­ стом. «Долина становилась все теснее и тес­ нее, хребты вплотную придвигались друг к другу. На камнях ревел Курган. Но тропа повернула влево, и за поворотом хребта снова расступилась, да с такой быстротой,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2