Сибирские огни, 1973, №11
мана в пу1ь-дорогу. Много повстречал на своем пути писатель караванов алтайцев, перекочевывавших из одной долины в дру гую. Вот так и появилась символическая картина, где был и снежный хребет, и труд ная тропа, и всадники с их тревогами и опа сениями, с их надеждами на счастливую жизнь в далекой долине. Но этот путь ока зался для алтайцев особым — последним ко чевьем от последнего аила и последнего де ревянного истукана-кермежека к новой жиз ни. г Вот так же и в других произведениях Коптелова — вполне конкретный путь его героев на поверку оказывается их большим путем к новым делам и свершениям. В пути показана группа альпинистов, совершающих восхождение на неприступную гору («Снеж ный пик»). Описанию трудного пути экспе диции изыскателей железнодорожной трас сы посвящены в повести «Навстречу жизни» лучшие страницы. Даже роман о Ленине начат большой дорожной сценой в вагоне, на пути Владимира Ильича в сибирскую ссыл ку. Перестук колес, дорожные впечатления дают все новый толчок для споров, раз мышлений, сопоставлений —такова атмо сфера начала «Большого зачина». Казалось бы, трудно представить себе профессию бо-, лее оседлую, чем профессий садовода. Но даже здесь любимому своему герою-садо- воду писатель дал символическую фамилию Дорогин («Сад»), Рабочий кабинет Афанасия Лазаревича похож на каюту или вагонное купе. Неболь шая комната, в которую входишь, наклонив голову, чтобы, не расшибить лоб о притоло ку, со всех сторон огорожена компактными книжными полками. Центральное место.за нимает большой письменйый стол необыч ной конструкции —на нем расположена овальная книжная стойка. Здесь — Большая Советская Энциклопедия, множество иной справочной литературы, Сочинения Ленина, Рука человека, сидящего в кресле за сто лом, подобно радиусу, всегда дотянется до любой точки полуокружности. Вот так, на верное, экономят движения, рассчитывая сантиметры и секунды, машинист электрово за, капитан теплохода... Семидесятилетие застает Афанасия Лаза ревича в пути. Он только что выпустил кни гу «Далекое и близкое», где поделился с чи тателями круцицей своих воспоминаний. Следом в Новосибирском книжном изда-. тельстве вышла книга «Горы и люди», а в журнале «Сибирские огни» —- первая часть третьей книги о Ленине «Точка опоры». Юби лейная дата — время подведения итогов. Так уж принято. Но по Отношению к Афана сию Лазаревичу эта традиция просто непри менима. Нельзя итожить работу в разгар работы. Писатель — в самой гуще создавае мых им образов, изображаемых событий. Не будем же отрывать писателя от его удобно- го кресла в низенькой комнате, на станции Издревая. Всяческие расспросы, как созда валась та или иная его книга, каковы за мыслы на будущее, не к месту. Но было бы ошибкой предполагать, что А. Л. Коптелов полностью отключился от суматохи повседневности с ее телефонными перезвонами, совещаниями, заседаниями и проч. Он часто и охотно выступает перед читателями не только в городе, но и в отда ленных районах области. Он—делегат всех российских и всесоюзных писательских съездов, XXIII съезда КПСС, член областно го комитета партии. Страсть к познанию жизни ведет его к садоводам-опытникам Кулунды, Омска, Томска, к ученым-мичу- ринцам Сибири. Зовет в дальние страны: только за последние годы Коптелов побы вал в Голландии, Англии, Италии, Австрии, Югославии. Так что удаленность от шумли вого города, хотя и дает Афанасию Лазаре вичу некоторый дополнительный резерв вре мени, но отнюдь не исключает серьезных де ловых связей с тем, что принято называть нашей кипучей повседневностью. Коптелов всегда был и остается активнейшим писате- лем-коммуннстом, и связи его с жизнью ши роки и многообразны. Без этого он не мыслит своего творчества. В самом деле, взять хотя бы искусство де тали. Когда человек в пути, вроде бы он обречен на поверхностность суждений об окружающем: «И сам летишь, и все летит... и не успевает означиться пропадающий предмет». Но посмотрите, как эти самые «предметы» рельефно выписываются писа телем, как умело выделяет он из сотен при знаков непременно важнейший. Коптелов видит, как возница ласково смахивает снег с длинных и густых ресниц коня, слышит лу кавые слова девушки,'■обращенные к молча ливому парню: «Погрейся, а то у тебя все слова смерзлись». Не забывает отметить, что в пору «бабьего лета» плавают в воздухе теплые серебристые паутинк», а на земле толстым слоем укладываются золотистые ли стья. «Начнешь сгребать их—вмиг появится ворох. И листья все какие-то недотроги: ед ва коснешься рукой верхушки вороха, они зашелестят ворчливо, жестко. Упадешь •в них, они взлетят и с шумом засыплют с ног до головы». Многокрасочный, много звучный мир звонкоголосо заявляет о себе со страниц книг Коптелова. Афанасий Лазаревич всей своей жизнью ' видного советского писателя и общественно го деятеля Сибири доказывает закономер ность «чуда», совершившегося в нашей стране: неграмотный паренек из далекого села Залесово стал человеком передовой культуры. Путь, пройденный самим лисате- лем, и дал толчок к «путевому» ощущению всего его облика художника и гражданина. В произведениях Коптелова внешнее движе ние—лишь одна из форм выражения внут ренней сущности происходящего. В пути люди, осваивающие дикую доселе природу; в пути крестьяне, берущиеся за отбойный молоток шахтера; в пути целые народы, шагнувшие от родового строя, патриархаль щины в социализм. И чем отдаленнее стан ция отправления, тем яростнее напор чувств, событий, тем стремительнее бег пробужден ного человечества. Каждому новому историческому пласту, вздыбленному, поднятому «на-гора» в про изведениях Коптелова, соответствует свой неповторимый мир красок и звуков, своя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2