Сибирские огни, 1973, №11
Л. Баландин ВСЕГДА В ПУТИ (К 70-ЛЕТИЮ АФАНАСИЯ ЛАЗАРЕВИЧА КОПТЕЛОВА) К нему бывает трудно дозвониться. Наби раешь непривычный для новосибирца семи значный номер, и уже на пятой цифре слы шатся короткие гудки. Коммутатор Издре- вой вечно занят. Оно и понятно —грузона пряженная станция. Когда приезжаешь к нему в гости, все время ловишь себя на двойственном ощущении. С одной стороны, так называемая дача Коптелова —некази стая, но прочно сколоченная крестьянская избушка с добротно налаженным бытом, с очень простой, практически необходимой ут варью. Все обычно. А с другой —располо жена эта избушка в глубине сада, где соб раны редчайшие для Сибири деревья и ку старники. Здесь, помимо многих сортов яб лонь, растут маньчжурский орех, дуб, ясень, вяз, липа, дальневосточная спирея, амери канский снежноягодник, колесниковая си рень и многое другое. Роскошные тюльпа ны, флоксы, пионы не уступают лучшим юж ным сортам. Не чудо ли? Вот этот сибир ский сад, взлелеянный усилиями Афанасия Лазаревича и его супруги Зинаиды Иванов ны, подобен записной книжке писателя — служит постоянным источником вдохнове ния, с живыми страницами, свидетельствую щими о необоримой силе человека в сраже нии со злыми силами природы. А. Копте- лов — певец природы в ее стремительном изменении. Его сад —частица его дум и ча яний. Но пройдем вслед за хозяином в его кро хотную уютную горенку. Вы садитесь за обычный стол, на обыкновенный стул и вдруг начинаете ощущать, что почва под ва ми мерно подрагивает. Что случилось? Вскоре гуд проходящего невдалеке тяжело весного состава,объяснит без слов странное явление. — Не мешает работать? — Наоборот, придает хороший ритм. Ритм движения, ощущения путника, пре одолевающего долины и горные перевалы, постоянная устремленность вперед —вот те чувства, которые испытывает каждый, кто знакомится с Коптеловым-художником и че ловеком. Недаром А. Никульков вспомина ет: «Лет двадцать тому назад мы, группа новосибирских писателей, в том числе и Афанасий Лазаревич, очутились на Горном Алтае... А. Л. Коптелов был в нашей группе самым старшим, ему уже исполнилось пять десят. Я невольно обратил -внимание на его походку, немного старческую, семенящую, с короткими шажками. И вот мы отправились в горы, шагая молодо и широко,—но вско ре то один, то другой стали запыхиваться и отставать. Афанасий Лазаревич оказался впереди всех,—без признаков усталости шел и шел он своей неторопкой, семенящей походкой, ни разу не сбившись с ритма... Так с тех пор эта походка А. Л. Коптелова на горных склонах и осталась у меня в па мяти, как символ его человеческой и писа тельской сущности,—неторопкий, но спорый шаг опытного, знающего человека, шаг, ко торым можно идти долго и далеко, не сби вая дыхания на трудных перевалах». (Пре дисловие к кн. «Горы и люди» А. Коптело ва, Новосибирск, 1973, стр. 4—5). Интересно отметить, что, по собственному признанию Афанасия Лазаревича, первыми книгами его были описания путешествий: «Я и по сие время люблю читать очерки о поездках в дальние страны, например, кни ги Н. Михайлова, Г. Фиша и других писате- лей-путешественников». В юности Коптелов работал книгоношей, много ездил по селам. Потом, приняв приглашение редактора Бий- ской газеты, стал ее корреспондентом. Рас сказывая об этой перемене в своей судьбе, писатель мимоходом роняет: '«Отправился пешком — сто двадцать верст не далекий путь». А сколько пройдено троп с охотни чьим ружьем, сколько раз он пересекал снежные хребты, ночевал вместе со своими спутниками на берегах бурных рек и мала хитовых озер. Начало «Великого кочевья» родилось из ощущения движения. Первая же страница рассказывает о сборах основных героев ро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2