Сибирские огни, 1973, №11
(1972, № 1) Э. Быконя, в целом положи тельно оценив труд ученого, высказал кри тическое замечание по самой сути постанов-, ки вопроса о «русской литературе Сибири». Он убежден в «неопределенности самого предмета исследования», в несостоятельно сти принципа областного изучения литерату ры. Э. Быконя согласен с Ю. Постновым, что «Сибирь открывала русской литературе новые темы, новых героев, обогащала ее новыми фольклорными источниками». И все же он отказывается видеть-своеобразие ро мантизма в сибирской литературе. Много ближе к истине, на наш взгляд, Р. Данилевский — автор отзыва на книгу Ю. Постнова в «Русской литературе» (1972, № 2), исходящий из понимания Сибири как особого края, художественное наследие ко торого не поддается механической подверст ке под понятие «областная», «местная лите ратура». Он близок к концепции, лежащей в основе работы сибирских литераторов по созданию «Истории русской литературы Си бири» (не «русской литературы в Сибири» и не «сибирской темы в русской литерату ре»). Р. Данилевский убежден, что «в Рос сии есть область, культурная жизнь которой издавна отличалась своеобразием настолько сильным, что литература этой области, при надлежа к литературе общерусской, заняла в ней особое, в известной мере самостоя тельное положение. Эта область —Сибирь». И естественно, что исторические, геогра фические, культурные и этнографические особенности наложили свою печать на лите ратурный процесс в крае, обусловив, в ча стности,, и характер его романтизма. Это во многом «опоздавший» романтизм,—и на нем по-своему благотворно отразилось то, что для общерусской жизни явилось, траге дией —разгром декабризма и изгнание в сибирскую каторгу его участников. Сибир ская специфика сказалась и на поэтике. Нельзя, например, игнорировать замечания Ю. Постнова об особенной роли сибирской «экзотики», атрибуты которой для столич ных романтиков означали необыкновенное, в то время как для сибиряков они были привычными явлениями их жизни и быта. Из статей о предоктябрьской литературе следует выделить начиненную множеством фактов —малоизвестных или вовсе неизве стных-—статью М. С. Юсуповой о В. М. Бахметьеве —литературном критике, о его роли в развитии передовой журналистики предоктябрьской Сибири. Статья убеждает, что В. М. Бахметьев был не только замет ным прозаиком, но и талантливым крити ком. Более того, материал статьи доказыва ет, что критическая деятельность Бахметье ва не укладывается в локальные' рамки си бирской критики. Историк марксистской критики предреволюционных лет должен по думать, не следует ли в относительно не-, большой список имен критиков-большеви- ков, наряду с В. Воровским, М. Ольмин ским, С. Шаумяном и др., поставить имя В. Бахметьева. Разные жанры исследований представле ны в советском разделе книги. В. П. Трушкин выступает с небольшим ис следовательским этюдом «Начальные стра ницы Ленинианы», где рассказывает о пер вом во всей советской литературе коллек тивном поэтическом сборнике, посвященном Ленину. Вывод автора о том, что самым ранним поэтическим венком во всей нашей Лениниане суждено было стать сборнику «Ильичу», подготовленному группой иркут ских поэтов, отныне не может не учитывать ся всеми, кто будет писать историю ленин ской темы в советской поэзии. Смысл статьи не ограничивается установлением самого факта издательского приоритета. Анализ со держания сборника позволяет автору ска зать, что многое в стихах книги «звучало в то время со свежестью и непосредственно стью первооткрытия», что в стихах сборни ка, содержащих первую эмоциональную ре акцию на трагическое известие о смерти Ле нина, заключены, «быть может, еще в не развитой, зачаточной форме те тенденции, те идейно-эстетичебкие элементы... которые позднее будут подхвачены и развиты совет ской поэзией, развиты со значительно боль шей художественной завершенностью и пол нотой». Неточны здесь, на наш взгляд, толь ко слова «подхвачены и развиты». Очевид но, большая советская поэтическая Ленини- ана создавалась безотносительно к иркут ской книге. Н. Полетаев,, В. Брюсов, Вл. Маяковский,- Н. Тихонов и другие поэ ты не подхватывали, не развивали, они са ми открывали и, по всей вероятности, даже 'не знали о существовании прекрасной кни жечки, выпущенной в городе на Ангаре. Что, разумеется, нисколько не умаляет ее значения. Работа С. И. Гимпель «Принципы подхо да к ленинской теме в современной литера туре и трилогия А. Коптелова о В. И. Лени не» имеют характер основательного литера туроведческого исследования. Анализ книг сибирского писателя ведется на солидной теоретической основе, рассматриваются принципы решения ленинской темы в лите ратуре и кино, ставится проблема сочетания документа и вымысла. Трилогия сибирского романиста включена в контекст советской прозы о Ленине. Показано значение опыта предшественников и вычленено то ориги нальное, те «новые штрихи в личности Иль ича», те поиски «новых способов изображе ния его сложной душевной жизни», что со ставляют заслугу сибирского автора. В статьях о современных книгах исследо вателю приходится выступать и в роли кри тика. С. Гимпель не чурается критических аспектов, она четко высказывает свои пре тензии, выявляет слабость и вступает в по лемику .с критическими статьями других ав торов. •"Хорошо читается статья Б. М. Юдалеви-. ча. Ее замысловатое, на взгляд, название «Художественная проза поэзии» точно обо значает тему —исследование стиля сибир- , ских поэм Л. Мартынова, в частности, тен денции к внедрению прозаических форм и приемов в поэтику поэмного жанра. С этой точки Зрения рассматривается характер сю жетности исторических поэм Мартынова 30-х годов, их образный строй, лексика, син
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2