Сибирские огни, 1973, №11
летописи, выявляет идейно-художественный смысл всей системы тропов, делая при этам много тонких наблюдений. Интересным представляется, например, наблюдение Е. Ромодановской над постоянными зпите-' тами. Исследование показало, что Савва Есипов проявляет несомненный такт в обра щении с эпитетом «нечестивые» в отноше нии к аборигенам, употребляя его там, где они фигурируют в качестве вооруженных противников, и отказываясь от него в слу чаях, когда они выступают в качестве мир ных людей. «Постоянный» эпитет становит ся «непостоянным». Солидная профессиональная оснащен ность и художественный вкус присущи ис следованию Е. И. Дергачевой-Скоп «Замет ки о жанре «Истории сибирской» С. У. Ре мезова». Автора волнует поэтическая пре лесть труда тобольского летописца, поиски «светлоречивого языка», «златых слов». Ис следуется стилистика «Истории», влияние на нее «литературного этикета» европейско го средневековья. Выявляются оригинальные стилевые решения сибирского историка. Жанровое своеобразие «Истории» Ремезова рассматривается в связи с ее идейными за дачами. Факт «скрещивания агиографиче ского (житийного.— Еф. Б.) стиля с лето писным» не только регистрируется как жан ровая особенность. Исследователь видит в нем художественное выражение идейного задания: создать образ Ермака —государ ственного деятеля и в то же время идеаль ного человека. , Процесс разрушения канонических жанро вых форм, и в частности летописного жан ра, у Ремезова связывается с тенденциями демократизации литературы того времени и своеобразием сибирского материала. Безусловно, прав редактор книги В. Г. Однноков, утверждая в своем выступлении, что «работа Е. И. Дергачевой-Скоп имеет принципиальное значение в составе сборни ка». Думается, не только потому, что жан ровый принцип должен стать одним из ве дущих в изучении литературного процесса. Принципиальный, характер работ Е. Ромо дановской и Е. Дергачевой-Скоп —в эсте тическом подходе к литературным фактам сибирской древности. Спорно, на наш взгляд, замечание авто ра предисловия к сборнику, что статья В. В. Блажеса «Ермаковские предания XVII века в составе Кунгурской летописи» составляет вместе с двумя вышеназванны ми работами «органический цикл». Темати чески статьи действительно близки, но по методу, по подходу к теме они очень раз ные. В. Блажес занят скорее исторически ми, чем литературоведческими изыскания ми. Его интересные наблюдения помогают лучше понять некоторые особенности похо да Ермака и в малой мере касаются поэти ки. Особое место среди исследований «древ- ников» занимает статья Н. С. Демковой «Археографический обзор списков одной из начальных редакций Жития Аввакума», ценность которой —в тщательно выстроен ной и скрупулезно продуманной атрибути ке., Атрибутивный характер имеет и статья 3. Н. Трусовой об оде «Древность».^ Раздел книги, посвященный сибирской литературной старине,—двойное открытие: читатель узнает о древних традициях, глу боких корнях литёратуры Сибири и, вместе с тем, о сформировавшейся в Новосибир ском академгородке крепкой группе моло дых литературоведов, посвятивших себя изучению колыбельного времени сибирского литературного развития. Литературный XIX век представлен дву мя статьями об Н. М. Ядринцеве (А. Г. Кандеева и Т. М. Назарянц), исследовани ем М. Д. Зиновьевой «Базаровский тип в творчестве И. В. Омулевского». Наиболь ший интерес вызывает статья Ю. С. Пост нова «Поэзия романтизма в литературе Си бири». Еще Горький писал: «Формул романтизма дано несколько, но точной, совершенно ис черпывающей формулы, с которой согласи лись бы все историки литературы, пока еще нет...» С тех пор утекло много воды, «фор мул» стало значительно больше, но по- прежнему нет «исчерпывающей формулы», приемлемой всеми. Тем труднее и важнее решение проблемы развития романтизма в литературе Сибири, поставленной в статье Ю. Постнова. Автор отказывается от им манентного рассмотрения сибирского ро мантизма, он стремится установить типоло гическую связь творчества сибирских ро мантиков с общенациональным развитием романтического направления. Он далек от переоценки достижений романтизма в Си бири и предлагает говорить не о сибирском романтизме, а о «сибирском участке» рус ского романтизма». В творчестве сибирских романтиков обна руживаются черты, присущие двум основ ным направлениям общерусского роман тизма-—консервативному, пассивному и .прогрессивному, активному, рассматривает ся их борьба, по-своему отразившая соци ально-политические противоречия сибир ской жизни. Особенно внимателен Ю. Пост нов к прогрессивным романтикам, близким к декабристам,—Ф. Бальдауфу, М. Алек сандрову. Ю. Посгнову чужда схематическая кате горичность, он фиксирует явления сложные, не всегда поддающиеся четкому отнесению в тот или иной стан. Так рассматривается Евгений Милькеев, в стихах которого при чудливо сочетаются «ложные, религиозные тенденции» со «здоровым, земным тяготени ем... к природе, к людям, к естественным радостям жизни». На материале творческой эволюции Петра Ершова и Федора Бальдау- фа прослеживается борьба противополож ных тенденций в сознании и творческой практике поэтов-романтиков, значение воз действия на них сибирской действительно сти. Автор во многом повторяет мысли, выска занные в соответствующем разделе его большой монографии «Русская литература Сибири первой половины XIX века». Книга Ю. Постнова и, в частности, взгляд ее автора на романтизм вызвала полемику. Автор рецензии в «Вопросах литературы»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2