Сибирские огни, 1973, №11
вой молодостью. Однако «под занавес», будто спохватившись, как это можно до пустить, чтобы герои проплавали две не дели на море и ни разу в нем не выкупа лись, автор обрушивает на «Онгудай» страшенный шторм. И этот шторм, едва разразившись, мигом «смывает» с пове сти печать ее неповторимости и своеобра зия. Описанная автором в последних гла вах катастрофа, как две капли воды, по хожа на аналогичное ЧП из романа Г. Владимова «Три минуты молчания». Да и не только из этого романа. Но дело, разумеется, не в совпадениях. На море и не такие еще аналогии случаются. Просто шторм этот и вся происшедшая В резуль тате него катастрофа ничего уже не до бавляет ни к характерам героев, ни к их взаимоотношениям. ЧП здесь оказывается лишь данью богу морей Нептуну и литера турной моде. Открыв первую же страницу сборника рассказов «Трудная трасса», мы снова по падаем на борт рыболовного траулера и тотчас же становимся свидетелями драма тических событий. На «Эскимосе» — такое название носит судно в рассказе В. Во робьева «Рапорт» — во время шторма у одной из женщин-обработчиц начинаются преждевременные роды. Молодой врач Алик и повариха тетя Сима предпринима ют героические усилия, чтобы спасти ре бенка. Им это удается, но тут происходит непредвиденное: у роженицы пропадает мо локо. И капитан «Эскимоса» Сувернев при нимает решение — направить за молоком в ближайший поселок шлюпку... Но как по дойти к берегу при десятибальном шторме? Не менее сложную задачу приходится решать геодезистам Копылову и Златкину в рассказе Е. Городецкого «В снегах». Здесь ситуация прямо-таки джек-лондонов- ская. Главных героев по ошибке высадили с вертолета не в том месте, и они оказы ваются в плену «белого безмолвия» без продуктов, без спичек, без ориентира. Совсем по-иному судьба подставляет под ножку Аркадию Дьякову, герою рассказа И. Лаптева «Гороховый бунт». Впрочем, подножка эта стала для него ступенькой, с которой герой начал уверенное вос хождение к вершинам производственных успехов. Аркадий работал помощником крановщика в порту, и вот в самый непод ходящий момент заболел его «шеф» Миха ил Петрович Сухов, лучший машинист, «про фессор в этом деле». Аркадию пришлось самостоятельно сесть за рычаги крана. Примерно в таком же положении. ока зался пожилой сварщик Николай Петрович Ветров (Б. Фаин. «Последняя трасса Вет рова»).. Его товарищ по бригаде, который тоже был «профессором» в своем деле, от казался вести 'сварку бракованной трубы: Как видим, перед нами ситуации, в об- щем-то, разного порядка; если подхсфить к ним с точки 'зрения таящейся в них опас ности. В одних случаях герои схватывают ся со стихиями природы, в других —■ста новятся участниками чисто производствен ного ЧП; в одних случаях риску подверга ется сама жизнь героев, в других — герои рискуют лишь собственным карманом. Но как бы ни разнились между собой эти си туации по степени «чреватости», им везде предназначена одинаковая роль — быть своего рода «отмычками» для раскрытия характеров главных героев. А делается это с помощью нехитрого действия: дано — ге рои, попавшие в чрезвычайное положение; требуется доказать, что герой X — хоро ший, герой У — плохой. Доказать же тре буемое, сами понимаете, особого труда не представляет. Скажем, в рассказе Городец- ского Златкин бросил Копылова, а сам по шел дальше, предварительно в одиночку съев шоколадку, которую случайно обнару жил у себя в кармане, — и все ясно. С таким в разведку идти нельзя... Одного по ля ягодка со Златкиным оказался Матю шин: не стал варить трубу, хотя была его очередь, побоялся, что потеряет в заработ ке и не накопит на «Волгу». Шкурник, стало быть.. А вот старый капитан Су вернев не убоялся взять на себя ответ ственность за операцию по добыче молока для новорожденного. Он даже рапорт, ко торый «для страховки» написал ему судо вой врач, изорвал в клочки... Не подвел и другой старик — Ветров: справился-таки со злосчастной трубой, и даже дотошная ПИЛ (сирень полевая испытательная лабо ратория) не смогла ни к чему придраться... А Аркадий Дьяков и вовсе оказался герой ским парнем: сев впервые за рычаги кра на, перекрыл все нормы выработки. Ирония, с какой написаны эти строки, вовсе не является свидетельством безогово рочного осуждения всех упомянутых вы ше рассказов. И Воробьев, и Городецкий, и Лаптев, и Фаин — одаренные авторы, умеющие и занимательно построить сюжет, и нарисовать картину, и «подать» точную, зримую деталь. Но, читая их рассказы, не возможно отделаться от впечатления, что авторы производят простейшие арифмети ческие действия. Будем откровенны: такой прием, когда характер героя раскрывается с помощью стихийного бедствия либо про изводственного ЧП, давно уже стал досто янием литературного «конвейера». ...«Молодая проза Сибири» —• приметное и вполне самостоятельное явление в совре менной литературе. Причем, самостоятель ное не в смысле какой-то обособленности, отъединенности от общих проблем, реша емых сегодняшней литературой, а в том смысле, что большинство авторов, вы ступивших «под флагом» «Молодой прозы», показали себя зрелыми, сложившимися ху дожниками. С этой точки зрения «Молодую йрозу» можно рассматривать как прочный фундамент будущей сибирской литературы, как своеобразную школу, где прошло под готовку и сдало экзамен на творческую зре-‘ лость целое поколение молодых писателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2