Сибирские огни, 1973, №11
Пока Гриня мечется в поисках Дубини на, его мозг лихорадочно перебирает эпи зоды из прошлого. Собственно, эти эпизо ды и составляют основное содержание по вести; в них, по замыслу автора, читатель и должен найти ответ: почему двое пар ней, живя под одной,крышей, стали таки ми разными людьми, почему один из них вырос честным и трудолюбивым, а дру гой предпочел пойти по скользкой до рожке легкой жизни? И мы действитель но узнаем из Грининых экскурсов в прош лое немало любопытного. Узнаем, напри мер, что Гриня рано лишился родителей и воспитывался у своей тетки, матери Сте пана, что после школы он остался рабо тать в селе, а Степан в поисках длинного рубля уезжал на стройку, что главная мечта Степана —скопить деньги на мото цикл... Все эти сведения, безусловно, кое- что проясняют в характерах и во взаимо отношениях братьев, но тем не менее цельной картины «истории болезни»,вслед ствие которой Степан дошел до послед ней степени падения, мы не получаем. А между тем именно Степан и настора живает нас, именно его характер и нуж дается в тщательном «обследовании». Ведь задуманное им преступление —тон кое, коварное —акт, так сказать, вполне сознательный. Если бы это была просто неосознанная подлость, вспышка ярости, усиленная винными парами, Степан, про трезвев и опомнившись, сам бы побежал к Лубянину. Степан же, наоборот, на дру гой день собирает вещички и тайком ис чезает в неизвестном направлении. Следо вательно, перед нами преступник вполне «дошедший до кондиции», личность омер зительная и социально опасная. Однако автор почему-то постеснялся поглубже «копнуть» Степана, заглянуть в его мут ную душу, показать весь путь возникнове ния его подлого замысла. Оттого и важ ная проблема, затронутая им, осталась где-то на донышке повести, оттого и ее счастливая концовка (Гриня после долгих блужданий по лесу находит Лубянина и в последний момент упреждает его) не устраняет тревоги, которую автор вселил в нас началом своего рассказа. Как бы то ни было, повести Лиханова и Кудинова представляются мне явления ми одного порядка. Оба автора взяли за основу сюжета необычные происшествия, однако описываемые ими ЧП отнюдь не являются «приманкой» для читателя. ЧП в повестях Лиханова и Кудинова собы тия, нарушающие привычный уклад, раз рывающие прочные, налаженные связи, но именно благодаря этому «разрыву» удает ся увидеть истинное положение вещей, раз глядеть скрытые язвы и нарывы. Говоря иначе, авторы предприняли попытку об- мыслить чрезвычайные происшествия пу тем художественно-психологического ис следования. И хотя одному автору удалось это сделать в большей степени, а другому —в меньшей, оба произведения вполне заслуживают серьезного разговора. Итак, чрезвычайное происшествие яв ляется весьма надежным средством, по могающим автору построить увлекатель ный сюжет и «с наименьшими затратами» выявить характеры героев. Однако увле чение всевозможными «чрезвычайностями» имеет и другую сторону. Некоторые авто-, ры настолько уверовали в универсальность и неотразимость этого средства, что про сто не мыслят без него своего произведе ния. Им кажется, что если с их героем не случится ничего чрезвычайного, то чита тель этого героя не поймет и никак не воспримет. Подобного рода опасения, по-видимо му, и испытывал Альберт Лиханов, когда писал повесть «Воинский эшелон», поме щенную вместе с «Днями в конце мая» в том же сборнике. Дмитрий Серегин, работник обкома ком сомола, назначен комсомольским секрета рем эшелона новобранцев. Под видом при зывника Дмитрий должен сесть в эшелон и затем, раскрыв свое «инкогнито», вести в течение восьми суток пути комсомоль скую работу среди будущих воинов. Си туация, в какой оказывается главный ге рой, весьма щепетильная. Как-то примут новобранцы назначенного «сверху» ком сорга, и как это сумеет он в считанные сутки зажечь ребят комсомольским огонь ком, сплотить их в крепкий коллектив?.. Однако все происходит стремительно и не отразимо. За восемь суток в повести происходит пять чрезвычайных происшествий, причем одно даже со смертельным исходом. Пря мо скажем, многовато, если учесть, что в основу сюжета положено событие самое заурядное —обычный рейс эшелона с но вобранцами к месту службы. Но дело не только в этом явно завышенном автором «коэффициенте случайностей». В первой повести Лиханов, как мы видели, су мел через одно ЧП показать все много образие связей, скрывающихся за этим происшествием, сумел распутать целый клубок сложных человеческих взаимоот ношений. В «Воинском эшелоне» же он, наоборот, преподнес нам клубок ЧП, за которым мы мало что увидели, кроме де монстрации добродетелей главного героя. В. Мазаев назвал свою повесть «Ра зомкнутая цепь». Однако цепь случайно стей и неожиданностей, на которых стро ится сюжет, не размыкается здесь ни на минуту. ...В геологоразведочной партии произо шло ЧП: кто-то украл со склада несколь ко килограммов взрывчатки и совершил с ее помощью тяжкое преступление. Рассле довать дело о хищении аммонита направ ляют оперуполномоченного Лахтина, быв шего сапера, участника Отечественной войны. Прибыв на место происшествия и начав следствие, Лахтин узнает в одном из опрашиваемых лиц своего фронтового друга Паничкина, который много лет на зад был обвинен в предательстве и приго ворен к расстрелу. Предательства-то в сущности никакого не было —была роко вая случайность. Однако Лахтин тогда смалодушничал: веря в душе в неви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2