Сибирские огни, 1973, №11

Пока Гриня мечется в поисках Дубини­ на, его мозг лихорадочно перебирает эпи­ зоды из прошлого. Собственно, эти эпизо­ ды и составляют основное содержание по­ вести; в них, по замыслу автора, читатель и должен найти ответ: почему двое пар­ ней, живя под одной,крышей, стали таки­ ми разными людьми, почему один из них вырос честным и трудолюбивым, а дру­ гой предпочел пойти по скользкой до­ рожке легкой жизни? И мы действитель­ но узнаем из Грининых экскурсов в прош­ лое немало любопытного. Узнаем, напри­ мер, что Гриня рано лишился родителей и воспитывался у своей тетки, матери Сте­ пана, что после школы он остался рабо­ тать в селе, а Степан в поисках длинного рубля уезжал на стройку, что главная мечта Степана —скопить деньги на мото­ цикл... Все эти сведения, безусловно, кое- что проясняют в характерах и во взаимо­ отношениях братьев, но тем не менее цельной картины «истории болезни»,вслед­ ствие которой Степан дошел до послед­ ней степени падения, мы не получаем. А между тем именно Степан и настора­ живает нас, именно его характер и нуж­ дается в тщательном «обследовании». Ведь задуманное им преступление —тон­ кое, коварное —акт, так сказать, вполне сознательный. Если бы это была просто неосознанная подлость, вспышка ярости, усиленная винными парами, Степан, про­ трезвев и опомнившись, сам бы побежал к Лубянину. Степан же, наоборот, на дру­ гой день собирает вещички и тайком ис­ чезает в неизвестном направлении. Следо­ вательно, перед нами преступник вполне «дошедший до кондиции», личность омер­ зительная и социально опасная. Однако автор почему-то постеснялся поглубже «копнуть» Степана, заглянуть в его мут­ ную душу, показать весь путь возникнове­ ния его подлого замысла. Оттого и важ­ ная проблема, затронутая им, осталась где-то на донышке повести, оттого и ее счастливая концовка (Гриня после долгих блужданий по лесу находит Лубянина и в последний момент упреждает его) не устраняет тревоги, которую автор вселил в нас началом своего рассказа. Как бы то ни было, повести Лиханова и Кудинова представляются мне явления­ ми одного порядка. Оба автора взяли за основу сюжета необычные происшествия, однако описываемые ими ЧП отнюдь не являются «приманкой» для читателя. ЧП в повестях Лиханова и Кудинова собы­ тия, нарушающие привычный уклад, раз­ рывающие прочные, налаженные связи, но именно благодаря этому «разрыву» удает­ ся увидеть истинное положение вещей, раз­ глядеть скрытые язвы и нарывы. Говоря иначе, авторы предприняли попытку об- мыслить чрезвычайные происшествия пу­ тем художественно-психологического ис­ следования. И хотя одному автору удалось это сделать в большей степени, а другому —в меньшей, оба произведения вполне заслуживают серьезного разговора. Итак, чрезвычайное происшествие яв­ ляется весьма надежным средством, по­ могающим автору построить увлекатель­ ный сюжет и «с наименьшими затратами» выявить характеры героев. Однако увле­ чение всевозможными «чрезвычайностями» имеет и другую сторону. Некоторые авто-, ры настолько уверовали в универсальность и неотразимость этого средства, что про­ сто не мыслят без него своего произведе­ ния. Им кажется, что если с их героем не случится ничего чрезвычайного, то чита­ тель этого героя не поймет и никак не воспримет. Подобного рода опасения, по-видимо­ му, и испытывал Альберт Лиханов, когда писал повесть «Воинский эшелон», поме­ щенную вместе с «Днями в конце мая» в том же сборнике. Дмитрий Серегин, работник обкома ком­ сомола, назначен комсомольским секрета­ рем эшелона новобранцев. Под видом при­ зывника Дмитрий должен сесть в эшелон и затем, раскрыв свое «инкогнито», вести в течение восьми суток пути комсомоль­ скую работу среди будущих воинов. Си­ туация, в какой оказывается главный ге­ рой, весьма щепетильная. Как-то примут новобранцы назначенного «сверху» ком­ сорга, и как это сумеет он в считанные сутки зажечь ребят комсомольским огонь­ ком, сплотить их в крепкий коллектив?.. Однако все происходит стремительно и не­ отразимо. За восемь суток в повести происходит пять чрезвычайных происшествий, причем одно даже со смертельным исходом. Пря­ мо скажем, многовато, если учесть, что в основу сюжета положено событие самое заурядное —обычный рейс эшелона с но­ вобранцами к месту службы. Но дело не только в этом явно завышенном автором «коэффициенте случайностей». В первой повести Лиханов, как мы видели, су­ мел через одно ЧП показать все много­ образие связей, скрывающихся за этим происшествием, сумел распутать целый клубок сложных человеческих взаимоот­ ношений. В «Воинском эшелоне» же он, наоборот, преподнес нам клубок ЧП, за которым мы мало что увидели, кроме де­ монстрации добродетелей главного героя. В. Мазаев назвал свою повесть «Ра­ зомкнутая цепь». Однако цепь случайно­ стей и неожиданностей, на которых стро­ ится сюжет, не размыкается здесь ни на минуту. ...В геологоразведочной партии произо­ шло ЧП: кто-то украл со склада несколь­ ко килограммов взрывчатки и совершил с ее помощью тяжкое преступление. Рассле­ довать дело о хищении аммонита направ­ ляют оперуполномоченного Лахтина, быв­ шего сапера, участника Отечественной войны. Прибыв на место происшествия и начав следствие, Лахтин узнает в одном из опрашиваемых лиц своего фронтового друга Паничкина, который много лет на­ зад был обвинен в предательстве и приго­ ворен к расстрелу. Предательства-то в сущности никакого не было —была роко­ вая случайность. Однако Лахтин тогда смалодушничал: веря в душе в неви

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2