Сибирские огни, 1973, №11
дед Митя, возглавляющий «дикую брига ду» рыбаков; и лишенные каких-либо «осо бых примет» рыбаки-калымщики, люди по чти все с темным прошлым; и весьма услов ный Славка, бывший бендеровец, до сих пор терзаемый ненавистью к советскому строю и неуемной страстью к наживе. Во обще, все эпизоды, рисующие пребывание Саньки в «бригаде» деда .Мити, кажутся кадрами, много раз виденными, и страница ми, много раз читанными. Но, к счастью, эпизоды эти не стали центральными в пове сти, и не в них вложил писатель главную суть. Куваев, как и автор «Трех опор», стре мится не столько следовать привычной схе ме, сколько вырваться из уз традиционно сти, найти свой вариант развенчания ро мантики «длинного рубля» и психологии стяжательства. В этой связи весьма нетрадиционной представляется фигура главного героя. Санька вводится автором в повествование как человек с основательно подпорченным моральным обликом. Работая до Севера продавцом в магазине радиотоваров, Сань ка сбывал из-под прилавка дефицитные при емники и детали, а вырученные деньги «про саживал» вместе с братом Семой, тоже дельцом от. торговли, в столичных рестора нах. Разумеется, описание этих , примитив ных махинаций не бог весть какая «новин ка» в литературе. Однако автора здесь инте ресуют прежде всего обстоятельства, вслед ствие которых и при которых происходит растление молодых душ. Рассказанная им история, как Санька из невинного студен тика «девичьего» библиотечного института превращается в мелкого бизнесмена и по тенциального алкоголика, берет за живое своей беспощадной правдивостью. Да, имен но такие вот «великие математики жизни», как брат-Сема, с их философией паразитиз ма, и стоят у истоков преступности; именно такие комбинаторы, как Вова-аристократ и Пал Давыдыч, «натаскивают», точно охот ники щенят, неустойчивых юнцов, обучая их самому гнусному ремеслу —как жить, не ра ботая... Автор ни на йоту не отступает от правды и тогда, когда показывает внезап ный отход своего героя от жульнических махинаций. Санька порывает с братом-Се- мой и его дружками отнюдь не по причине морального прозрения: у него просто все чаще «дрожат руки», когда он сбывает на лево дефицитные товары. Трезво оценив свои скромные способности, Санька прихо дит к выводу, что ему никогда не стать та кой «акулой» в торговом мире, каким является его брат Сема. Однако от привыч ки жить на широкую ногу отвыкнуть —он уже не в состоянии. Потому и ухватывает ся он за предложенную братом-Семой «идею» —уехать в край вечной мерзлоты и высокий тарифов. Убийственной иронией пронизана вся эта сценка, когда Сема, ра зыгрывая из себя этакого «наставника», го ворит Саньке: «А ты езжай на Север... Там платят. С деньгами будешь, и руки не дро жат. — Он снова разлил водку. — И поеду,—неуверенно сказал Санька. — Тут от одной директорской ухмылки по дохнешь. Вовка говорит, что его скоро по садят. — Смотри, Саня,— раздумчиво сказал брат.— Знай, что я у тебя всегда есть». Санька принимает этот совет за чистую монету, но читатель имеет здесь случай еще раз убедиться в «высокой квалифика ции» Семы — битый волк, о« давно понял, что Санька не годится ему в компаньоны, и решает таким вот благородным способом избавиться от своего младшего брата-слюн- тяя. К сожалению, трудный путь освобожде ния Саньки от дурных наклонностей и— что важнее всего — от гипнотического влия ния «философии» брата-Семы показан Ку ваевым далеко не так точно и достоверно, как история его падения. Автор, при всем своем стремлении выбиться из колеи тради ционности, не сумел обойтись здесь без тех апробированных, «беспроигрышных» при емов, к которым прибегали уже многие пи сатели, изображая процесс духовного пере рождения своих героев. Так, решающую роль в перевоспитании Саньки сыграли все возможные трагические случайности, проис шедшие на глазах его. Сначала нелепо по гибает дед Митя — и смерть эта восприни мается Санькой как ниспосланное судьбой наказание жадному старику за все его под лости. Затем едва не отправился на тот свет Славка-бендеро’вец, предпринявший из корыстных побуждений попытку забросить сети в опасном месте. Но окончательно Санька прозревает, ког да гибнет его друг — отличный, трудолю бивый парень Коля Муханов, и эта смерть уже в полном смысле слова «обязывает» Саньку стать настоящим человеком. Отны не он понял, что главными людьми на зем ле являются не браты-Семы, не Вовы-ари- стократы, а Мухановы, люди, «приспособ ленные для грузовика, которые погибли и будут гибнуть, ибо грузовик идет по пер вым дорогам... Что будет, если кончится род этих людей?» Раздумья, которым.пре дается герой в финале повести, безусловно, свидетельствуют о его нравственном воз мужании, и, казалось бы, нам остается лишь выразить удовлетворение, что обрел наконец-то Санька Канаев настоящую цель в жизни. Однако тут невольно за даешь вопрос: не слишком ли большую жертву принес автор во имя спасения од ной «заблудшей души»? Разумеется, ос воение Севера не обходится без людских жертв, но всегда ли есть необходимость ради прозрения одного главного персона жа отправлять на тот свет несколько вто ростепенных? Впрочем, это стало у многих молодых авторов своеобразным художественным принципом —раскрывать характеры героев и двигать сюжет с помощью всевозмож ных ЧП. И, по-видимому, есть смысл на таких остросюжетных произведениях оста новиться особо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2