Сибирские огни, 1973, №11
рожки. Чайник требует подстаканников с чеканными фигурками. Ковры дружно тре буют пылесос на колесиках. И, если вслу шаться, вещи зовут другие вещи тоненьки ми жалобными голосами». (Чувствуете: как и в комнате у Собакевича, вещи здесь тоже оживают, «подают голос», чтобы сообщить кое-что о своих хозяевах). Бессмысленная страсть к накопительству в конце концов толкает Наталью на преступление: ради то го, чтобы полностью завладеть домом, она отравляет угарным газом младшего брата мужа —Юрия... Казалось бы, по всем данным, перед нами убедительная и поучительная история о том, как человек, одержимый страстью к стяжательству, становится законченным преступником. Однако убедительность здесь чисто внешняя. Ю. Суровцев, анализируя повесть Якубовского в статье «Неприятие мещанства», замечает: «Уникальность На тальи бесспорна, однако не с неба же она свалилась мещанкой такой концентрации, организмом, уже полностью охваченным ме тастазами хищничества. Тут нам, пожалуй, не хватает в повести элементов биографиче ской постепенности, хочется с большей пол нотой ощутить, как становилась Наталья такой, какой предстала перед нами сразу же или почти сразу же; кажется, автор слишком резко 'Обрубил «начала», дав геро иню ¡воплощением одних уже только «кон цов». («Звезда», 1972, № 7 ( сТр. 205). Критик совершенно верно подметил не полноту, некоторую даже однобокость обра за главной героини, но объяснил это сугубо «по-хрестоматийному». Ведь всем известно, что А. П. Чехов, например, решительно из гонял из своих произведений такие «нача ла», как экспозиция, предыстория героя, почти никогда не посвящал читателя в тай ны становления и формирования характе ров действующих лиц. И тем не менее от сутствие в его рассказах и повестях «эле ментов биографической постепенности» не помешало ему создать такие классические фигуры мещанок, как Попрыгунья или Ак синья из рассказа «В овраге». (Кстати, эта чеховская героиня решительно заставляет лас усомниться, и в «уникальности» На тальи. Вспомним хотя бы эпизод, когда Ак синья отправляет на тот свет грудного мла денца, своего племянника, дабы этот мла денец не завладел в будущем частью, на следства ее отца). Однако художественная неполноценность образа Натальи объясняется вовсе не отсут ствием, истории ее «роста и становления». Автора подвело механическое копирование гоголевских приемов создания характера, и с этой точки зрения художественный про счет Якубовского представляется фактом весьма поучительным. В нашей литературе и кинематографии это стало уже каноном: если герой стяжатель и собственник, то и обстановка к нему «приписывается» соот ветствующая —живет он непременно в особняке из пяти-шести комнат, двор обне сен высокой оградой, где бегает по прово локе огромный откормленный кобель, в под валах и погребах —целые баррикады бочек п банок с соленьями, вареньями и проч. Словом, каждая вещь, каждый предмет кричат во весь голос, что хозяин их кулак, хапуга, мещанин. Иногда, правда, современный мещанин лишен возможности по тем или иным при чинам стать домовладельцем и вынужден довольствоваться двух- или трехкомнатной квартирой. Однако и казенный метраж он с успехом использует для демонстрации стя жательных инстинктов и собственнических замашек. Вот, к примеру, как описывается в одной из повестей такое малогабаритное мещанское гнездышко: «В комнате мерцал в полумраке хрусталь в серванте, на ковре юноша с неразличимым лицом протягивал руку венецианке, ледяной глыбой высился в углу холодильник. И каждая вещь упрекала безмолвно: «Посмотри на нас, мы же куп лены для семейного счастья». Снова, как у Гоголя, вещи обретают дар речи, и снова говорят они о скудоумии и духовной нище те хозяев своих. Традиция, как известно, не является уни версальной выкройкой, по которой можно тачать и шить что угодно и сколько угодно, лишь бы доставало материалу. Традиция требует развития, усовершенствования, при чем обязательно в сторону усложнения. В данном же случае произошло как раз на оборот. Под пером некоторых современных обличителей мещанства излюбленный гого левский прием настолько «унифицировал ся», что давно утратил уже всякую пре лесть новизны —от него за версту уже от дает плакатной прямолинейностью... Имен но эта плакагность и помешала Якубовско му докопаться до истоков, а самой повести придала налет «физиологического очерка», где явление ухвачено лишь во внешних его приметах, где видны лишь симптомы, но никак не причины самой болезни. В рассказе Г. Николаева «Три опоры» (сборник «Трудная трасса») перед нами предстает еще одна история возникновения и развала мещанского гнезда. «Еще парнишкой,—начинает автор пове ствование,—не раз слышал Петр Скробов от матери-горемыки и от брата ее, сапожни ка, дяди Гоши, что нужно для ладной жиз ни. Как земля раньше на трех китах стоя ла, так и счастье-благополучие на трех опо рах держится: первая опора —ходовая спе циальность, вторая —дом свой, с огородом, с погребом, с конурой для цепной собаки, и третья опора —жена». Главный герой жи во претворил в жизнь эту нехитрую пре мудрость. По совету дяди Гоши, который в дальнейшем на протяжении всего рассказа будет играть роль главного наставника, Петр приобрел «ходовую» специальность шофера, проработав на севере, скопил де нег и купил дом, «бревенчатый, с застеклен ной верандой, с конурой и даже с гаражом для мотоцикла». А затем приобрел и «тре тью опору», опять же во всем согласуясь с всеведущим дядей Гошей. «Ольга так сов пала с проектом дяди Гоши, что Петр толь ко поражался. Губастая, курносая, красно щекая, глаза маленькие и как бы в одну сторону глядят... Высмотрел ее, прижал в закуточке, пощекотал малость, пока грузчи ки машину разгружали, а потом, каждый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2