Сибирские огни, 1973, №11
новые формы организации труда. Вот поче му с такой любовью пишет Шесталов о мо лодых оленеводах, которые по-новому орга низуют и ведут это древнее хозяйство. Ар сентий, Итья Татья, Ай-Теранти — лучшие представители мансийской молодежи, из бравшие своей специальностью древний промысел своих дедов, но уже ставящие его на рельсы современного производства и культуры. И автор недаром выражает уве ренность, что таких оленеводов-энтузиастов скоро «будет много-много» и там, «где бу дут стучать копыта оленей, сказки новые зазвенят». Если для таежного жителя мансийца ос новное занятие— оленеводство, то для рус ского человека таким исконным, потомст венным промыслом является хлебопашест во. Хлебороб, как и оленевод,— тоже одна из древних профессий и тоже требует к се бе особого внимания. Именно этот вопрос ■—как пополнить ряды хлеборобов «новым призывом» — и поднимает уральский писа тель В. Потанин в повести «Слышит земля», которая своим пафосом и тревогой за судь бу «древних занятий» очень созвучна «Си нему ветру каслания». Как и Ю. Шесталов, Потанин рассказывает о лучших людях сво его края, свято хранящих верность тому де лу, которым занимались их деды и отцы. Все герои его повести — лица реальные, «списанные с натуры». Простая русская женщина Матрена Никитична Иванова, вы растившая десятерых детей и привившая каждому из них любовь к хлеборобскому делу; энтузиаст-мичуринец Никита Петро вич Фомин, превративший родное село в цветущий сад; сельский аптекарь Дмитрий Федорович Ламанов, чья жизнь напоминает подвиг Маресьева; пожилая учительница Варвара Степановна Иванов-а, основатель сельского музея, о котором знает вся стра на; знатный комбайнер Марк Илларионович Вторушин — люди эти являются для автора образцом честности и преданности родной земле. Даже в самые тяжелые годы они не покинули свое село, не ушли из него на «до рогу-катушку», поглотившую столько люд ских судеб. Однако повесть Потанина посвящена не только людям земли, но и проблемам, свя занным с землей. Земля-кормилица дает не только обильные урожаи, но и порождает, к сожалению, немало проблем отнюдь не агротехнического и не мелиоративного ха рактера. Отчего, например, наблюдается в последнее время «массовое предательство» среди сельской молодежи по отношению к родным местам? Отчего «дорога-катушка» по-прежнему сманивает из деревни сотни молодых парней и девчат? Отчего во мно гих селах молодежь проявляет равнодушие к красоте родных мест, не заботится о со хранении и приумножении этой красоты?.. Эти и многие другие вопросы встают перед автором, когда он повествует о людях сво его края. Порой автор дает прямые рекомендации, конкретно предлагает, что нужно сделать для воспитания у молодежи «честности пе ред землей», любви к своему родному селу. Естественно, не все в этих рекомендациях выглядит убедительным, иные из них могут показаться чересчур прямолинейными и да же наивными. Однако повесть Потанина подкупает своей откровенностью, невольно втягивает читателя в сферу затронутых проблем, заставляет вступить в диалог с автором. Люди и вещи В свое время Н. В. Гоголь, описывая об становку в доме одного из героев, уловил поразительную зависимость между вещами и их хозяином: «Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было,— все бы ло прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с са мим хозяином дома; в углу гостиной стоя ло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, кресла, стулья,— все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич» или: «и я тоже очень похож на Собакевича!». Гоголь сделал бес спорно выдающееся открытие, показав, что неодушевленная вещь несет на себе отпеча ток характера человека, помогает понять его сущность. Как ни странно, а до сих пор еще встре чаются личности, которые всем своим обра зом жизни и образом мышления очень на поминают гоголевских персонажей и имеют полное право повторить знаменитую фра зу: «и я тоже Собакевич! и я тоже очень похож на Собйкевича!». Именно таких современных собакевичей и живописует А. Якубовский в своей пове сти «Дом». Честный многодетный труже ник, отрывая от себя последнее, выстроил дом из шести комнат, свел в могилу и себя и жену, а дом достался жадной снохе На талье. История о том, как Наталья, не гну шаясь никакими средствами, прибирает к своим рукам весь дом, превращая его в на стоящее «кулацкое гнездо», и составляет сюжет повествования. Автор берет под об стрел один из самых омерзительных челове ческих пороков — стяжательство. Всем хо дом рассказа, тщательным подбором дета лей, воспроизведением подробностей быта своих героев Якубовский стремится пока зать, какая это страшная болезнь — жажда накопительства, парализующая, точно рако вая опухоль, все клетки и фибры человече ского сознания. Причем, автор берет на во оружение именно гоголевские приемы типи зации: разоблачая своих героев — Натадыо и ее «подкаблучного» мужа Михаила, он пытается прежде всего отыскать внутрен нюю связь между вещами и их хозяевами. Эта связь не только автором обнаружива ется, но и приобретает характер непрелож ного закона: чем больше вещей появляется в доме, тем все больше‘скудеют и черстве ют души героев. Каждая вновь приобретен ная вещь как бы вытесняет из них какую-то частицу человечности и доброты, разжигая пуще прежнего их жадность, подчиняя себе все их помыслы и желания: «...вещь тянет вещь...Ковер на стене требует ковровые до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2