Сибирские огни, 1973, №11
В самом деле, разве это нормальное яв ление, когда лесник, заметив браконьера, не имеет возможности догнать и оштрафовать его, потому что у него, государственного стража, дряхлая лодчонка с устаревшим мотором, тогда как ладья нарушителя осна щена самым современным двигателем? Этот эпизод неудачной погони старого лесника Гаврилы Афанасьевича Кугушева за мате рым браконьером Клубковым очень харак терен для йовести Гущина, стремящегося рассказать прежде всего о насущных забо тах и нуждах тех. кому доверена охрана природы. И главный конфликт повести так же связан с проблемами сугубо практиче скими. Директор заповедника Глухов, же лая уважить некое «значительное лицо» из области, организует во. вверенных ему вла дениях охоту па марала. Причем, в качест ве «ответственных яиц» за это противоза конное мероприятие, назначены самые луч шие лесники, именно те, кто нещадно бо рется с браконьерством. Что и говорить, кощунственное дело затеял Дмитрий Ива нович Глухов, однако не от сладкой жизни идет он на злоупотребление. В заповеднике не хватает моторных лодок, а «значитель ное лицо» дарит лесникам ни много ни ма ло... катер. Списанный, правда. Но для остро нуждающегося в «лошадиных силах» заповедника это целое состояние... Конфликт, как видим, весьма щепетиль ный, и встают за ним проблемы и вопросы, далеко выходящие за рамки узкопроизвод ственной сферы. Однако перевести этот кон фликт в сферу нравственно-этических проб лем автору как раз и не удалось. Как бы убоявшись тех последствий и осложнений, что могут возникнуть, если раздастся выст рел в заповеднике, автор решил уйти от тре ха подальше, и все заканчивается самым не ожиданным образом. «Значительное лицо» оказывается человеком жалостливым, не находит в себе смелости убить беззащитно го марала, и лесники, так и не дождавшись рокового выстрела, облегченно вздыхают... Столь же упрощенно, «одним махом» раз решается и еще целый ряд конфликтов, то же интересно намеченных в повести. Вот сталкиваются «лоб в лоб» лесничий Иван Рытов и матерый браконьер Клубков. Оба, несмотря на кровное родство, давно испы тывают неприязнь друг к другу и, кажется,- только ждут подходящего случая, чтобы «выяснить отношения». Но снова все обра зуется само собой. Во время очередной «вы лазки» Клубков повреждает ногу, становит ся фактически инвалидом. И Иван, долгие годы «охотившийся» за своим дядей-бра- коньером, теперь готов пожалеть его. И так по существу для разрешения каждого кон фликта Гущин находит какой-нибудь тре тий, компромиссный путь. Но эта странная, мягко говоря, склонность к «миротворчест ву» оказывает автору дурную услугу, ибо поднятые в повести проблемы как-то неза метно утрачивают свою остроту, низводятся до роли «частного определения». Очень своеобразно поставлена проблема «человек и природа» в повести мансийского писателя Ю. Шесталова «Синий ветер кас- лаиия». Это поэтический рассказ об одном ко чевье бригады оленеводов, среди которых оказался и молодой учитель, решивший на себе испытать всю таежную романтику кас- лания—древнейшего занятия мансийцев. Две эпохи —первобытная дикость и косми ческая эра—-сталкиваются на страницах повести, своеобразно переплетаясь через по этическое видение рассказчика. Молодой лирический герой Шесталова кочует вместе с оленеводами по тайге, спит в чуме, ест сырую оленью печень — словом, живет ка кое-то время той Же жизнью, что жили его предки и 300, и 400 лет назад. И эта встреча с первобытностью рождает у героя глубокие раздумья о сложности современного мира, о судьбах его маленького народа. Человек будет строить плотины, открывать и осваи вать новые месторождения, запускать спут ники и космические корабли, но при всем при этом останутся на земле древние про мыслы, не менее важные и необходимые, чем возведение гидроэлектростанций и по корение космоса. Судьбой одного из таких промыслов —оленеводства и озабочен ав тор. Ибо, как ни почетно звание оленево да, но все меньше и меньше молодых ман сийцев берут в руки хорей, все меньше находится среди них желающих изучать древнюю азбуку каслания. «Из парней никто не изъявил желания стать пастухом... Недостает людей. Одни болеют, другие показывают на белую голо ву: мол, и глаз не тот, и ноги не те, и хорей дрожит в руках, и тынзян летит не туда, а стадо большое, а волки злые, а дорога на Урал бесконечная, а сам Нер, Камень—• Урал, высокий». «И получается,— замечает в другом месте рассказчик,— больше мясо едов, чем пастухов-оленеводов». Приведен ные цитаты не просто одно из набивших оскомину сетований на нехватку молодежи в сельскохозяйственном производстве. Повесть Ю. Шесталова написана очень своеобразно. Ведь автор ее —известный мансийский поэт, прекрасный знаток уст но-поэтического творчества своего народа, его обычаев и традиций. Поэтому вполне закономерно и естественно, что повесть его, посвященная, в общем-то, одной из актуаль ных проблем развития сельского хозяйства, как бы «инструментована» поэтическими средствами. Однако многочисленные поэти ческие элементы — народные предания, ска зы, легенды и песни — автор вводит в по вествование вовсе не ради создания экзоти ческого фона. Шесталов, намеренно соеди няя публицистику с поэзией, проводит очень важную мысль: с касланием — потомствен ным занятием мансийцев —связаны обычаи, обряды, нравы и весь фольклор этого ма ленького народа. И исчезновение этого про мысла может повлечь за собой утрату мно гих традиций и черт, составляющих нацио нальное своеобразие манси. Однако, выражая искреннюю заинтере сованностью дальнейшей судьбе оленевод ства, автор далек от того, чтобы призывать своих молодых соплеменников всех, как один, браться за хорей и идти в тайгу. Он, прежде всего, озабочен тем, как сделать «наше древнее оленеводство» привлекатель ной профессией, каким путем обновить его многие устаревшие навыки, внести в него
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2