Сибирские огни, 1973, №11
Сбитневым В. Чивилихин, чья повесть «Ел ки-моталки» тоже о людях, оберегающих природу. Написанная восемь лет назад, по весть эта, к с о ж а л е н и ю , до сих пор сохраняет свою злободневность. Ибо не ис чезли еще многие безобразия, чинимые по отношению к природе, о которых так гнев но писал автор. Главный герой повести Родион Гуляев и его друзья —лесные пожарники. Рассказы вая об этих самоо 1 верженных, отчаянных ребятах, автор сразу дает понять, что без работы они не сидят, и «бородатый» анек дот о пожарнике, который, якобы, спит по 24 часа в сутки, выглядит тут неуместным кощунством. Уж чего-чего, а работенки этим парням хватает, и порой не то что 24, а и четырех, часов не всегда удается выкро ить для сна. Тайга горит круглый год, и не успевают десантники ликвидировать один пожар, как тотчас поступает сигнал о но вом, еще более опасном очаге. В повести немало страниц отведено описанию труда лесных пожарников —труда адски тяжело го, полного опасности и риска. Читая эти страницы, почти физически ощущаешь, ка кие неимоверные тяготы и лишения выпада ют на долю людей этой редкой, и в общем- то, не очень уважаемой профессии. Однако Чивилихин пишет свою повесть вовсе не для того, чтобы заставить читате ля проникнуться элементарным почтением к профессии «покорителя огня». (Хотя по весть прекрасно решает и эту, чисто «про светительскую», задачу.). Без «производст венных» страниц невозможно осознать всю глубину конфликта, весь драматизм ситуа ции, в которой оказался главный герой. А драматизм здесь заключен уже в самой специфике профессии Родиона Гуляева и его друзей... Ведь за каждым пожаром — чья-то неосторожность, глупость, голово тяпство, а то и прямое вредительство. «По жаров день ото дня больше,—говорит в бе седе со следователем летнаб Гуцких...— Больше пожаров потому, что людей в тай ге больше. Лес под гребенку стригут, а ле сосеки не чистят. Кроме того, вы знаете, что за народ эти шатущие туристы? Или нало жите сетки пожаров на маршруты поиско вых партий. Интересная картина получится! С л е д о в а т е л ь . Что они, нарочно под жигают, что ли? — Бывает. К геологам, таксаторам, топо графам много дряни нанимается —калым щики, алиментщики, жулье разное. По-мое му, и недобитые гады бродят еще по тайге с экспедициями; может, власовцы закорене лые есть или какая-нибудь новая сволочь появилась, из сектантов». Лес для Родиона Гуляева и его товари щей—не просто «зеленый друг». Это их родной дом, их постоянное место работы и место жительства, и они готовы ради спасе ния его на любые жертвы и лишения. Вот почему так люто ненавидят эти ребята тех, для кого природа «не храм» и даже «не мастерская», а место разбоя, где можно дать волю своим первобытным инстинктам. Вот почему автор открыто берет под защи ту главного героя, ставшего косвенным ви новником гибели «туника» Евксентьевского. Этот столичный бездельник, направленный в бригаду Родиона на предмет «трудового перевоспитания», разорил гнездо глухарки, но был застигнут на месте преступления. Дикость его поступка настолько возмутила Родиона, что, не помня себя, со словами «Ты что же это, фашист?!», он бросился на Евксентьевского, и тут случилось непопра вимое. Попятившись от страха назад, туне ядец оступился и улетел в пропасть. Юридически Родион должен донести на казание —хотя бы даже потому, что он, как бригадир, отвечает за жизнь каждого рабочего. Вот тут и обнажается в полной мере весь драматизм случившегося: погиб негодяй, мерзкий, ничтожный человечишка, а судить за это должны человека честного, безупречного во всех отношениях, отлично го производственника. К тому же, ярость Родиона —справедливый гнев, порожден ный ненавистью ко всякому, кто поднимет руку на природу. Позиция Чивилихина здесь такая же, как и у Сбитнева: человек, посягнувший на природу, —преступник, не заслуживающий никакого снисхождения. Однако авторский максимализм в данном случае весьма настораживает. Слишком ничтожен все-таки проступок Евксентьев ского, чтобы карать за него «высшей ме рой». Да и сам этот «обладатель длинной фамилии», при всем стремлении автора объявить его «фашистом»,—скорее, человек достойный жалости, чем ненависти. Чивили хин рисует не столько отпетого негодяя, сколько жалкого хлюпика, в котором все — и физическая немощь, и наигранные жесты, и тщетные потуги «философски» обосновать свой паразитизм —вызывают лишь брезгли вую усмешку. Щедро «начинив» Евксентьевского всевоз можными пороками и мерзкими наклонно стями, автор явно переусердствовал, и в итоге вместо «супермена», долженствующе го быть достойным антиподом Родиону и его друзьям, получилась некая пародия. Из рядная доза заданное™, привнесенная в этот образ, несколько снизила общее впе чатление от повести, преуменьшила значи тельность поднятых в ней нравственно-эти ческих проблем, что и было в свое время отмечено в критике. Стремление сказать веское слово в защи ту природы, привлечь внимание к насущ ным нуждам людей, которые ее охраняют, —отличает и повесть молодого алтайского прозаика Е. Гущина «Правая сторона». Автор рисует будни таежного заповедни ка, расположенного на правом берегу жи вописного озера. Герои повести—лесники, люди тоже не очень популярной профессии, которым, как и лесным пожарникам, любо ваться красотами природы некогда. Да им и приходится зачастую брать на себя обя занности пожарников, рубить просек!й, пу скать встречные палы, останавливая огонь, ибо заповедник —на что уж место, тща тельно оберегаемое,—.и тот регулярно го рит раз в год. Рассказывая о жизни своих героев, Гущин не стесняется выставить на первый план проблемы чисто утилитарные, связанные с плохой еще организацией труда и технической оснащенностью этой важной, отрасли народного хозяйства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2