Сибирские огни, 1973, №11

можности показать «в. деле» свои высокие нравственные качества.. Понимаю —таков был замысел автора, и отсутствие всего вы­ шеперечисленного —лишь строгое следова­ ние этому замыслу. Но все же хотелось бы видеть Филиппа отстаивающим свои убеж­ дения не только с помощью логических умо­ заключений. Итак, на вопрос: «Современник —каков он?» —молодые авторы ответили целым ря­ дом произведений, в каждом из которых предложен свой «вариант» героя наших дней. Но, как замечает А. Никульков в ста­ тье «Молодая литература Сибири», ни в од­ ном из данных произведений «эти выхва­ ченные из жизни образы не исследованы так глубоко и ярко, чтобы стать литератур­ ными типами в том высшем смысле, в ка­ ком говорим мы о литературном типе у классиков. Ни один из молодых писателей не достиг той высшей степени обобщения, которое в конечном счете является самой главной целью художественной литерату­ ры» («Молодая гвардий», 1973, № 3, стр. 287). В принципе, с этим Высказыванием согла­ ситься можно. Действительно, даже наибо­ лее удавшиеся авторам персонажи — Га- лочкин, Букварь, Филипп —не поднялись, в общем-то, выше того уровня, какой в кри­ тике условно называют «интересный, само­ бытный характер». Но, мне кажется, молодые авторы пока что и не ставили даже перед собой такой задачи —достичь «высшей степени обобще­ ния». Они пока только проводили своеоб­ разную разведку —вторгались в гущу жиз­ ни и выхватывали из нее лица, в которых, по их мнению, полнее отразился облик мо­ лодого. поколения. И поиски эти, как видим, оказались далеко не бесплодными и не без­ результатными. Путешествие в страну детства Примечательной особенностью молодой сибирской прозы является не только стрем­ ление авторов нарисовать портрет своего поколения, но и показать все стадии и вехи, которые это поколение прошло. Детство Михаила Галочкина и его дру­ зей пришлось на самые жестокие военные годы, война сделала круглым сиротой Алек­ сандра («Записки моего современника» А. Приставкина), помнят войну и молодые герои Г. Емельянова и В. Орлова. Вот почему столь существенным дополне­ нием к портрету молодого поколения 50— 60-х годов являются повести и романы, по­ священные военному детству: «Кандаур- ские мальчишки» Г. Михасенко, «На дол­ гую память» В. Лихоносова, «Синее море, белый пароход» Г. Машкина, «Дикие побе­ ги» В. Колыхалова, «Смородинный чай» А. Усольцева. Все названные произведения появились (или, во всяком случае, создава­ лись) почти в одно время, и этот «взрыв» повестей о военном и послевоенном детстве —факт примечательный не только для си­ бирской литературы. Литературное произведение становится событием лишь тогда, когда оно вызвано велением времени, потребностями дня, ког­ да оно —необходимое звено в осмыслении важных жизненных явлений. 50—60-е годы были периодом, когда на все главные участки нашего хозяйственного и культурного строительства пришло новое поколение. Парни и девушки, чье детство совпало с годами войны, поднимают цели­ ну, осваивают сибирские недра, проклады­ вают новые железнодорожные магистрали, возводят, гигантские гидроэлектростанции. Представители этого поколения становятся главными героями наших дней как в жиз­ ни, так и в литературе. И вполне естествен­ но, что перед литературой, наряду с изоб­ ражением трудовых подвигов комсомоль­ цев 50—60-х годов, раскрытием их богатого духовного мира, встала и другая, не менее важная задача — показать весь путь фор­ мирования молодого героя, найти истоки его трудового героизма и гражданской зре­ лости. Это и заставило молодых писателей обратиться к далеким военным годам, став­ шим важной вехой в биографии их поколе­ ния, это и побудило их вернуться к тому времени, когда их сверстники, взвалив на свои детские плечи солидную часть взрос­ лых забот, ковали вместе со всей страной победу. Пожалуй, самой характерной особенно­ стью произведений о военном детстве явля­ ется полное отсутствие в них каких-либо но­ ток жалостливости и сентиментализма. Пе­ речитывая эти повести сейчас, отмечаешь прежде всего суровую мужественность, спо­ койную рассудительность, с какой расска­ зывают авторы о всех горестях и злоключе­ ниях, выпавших на долю их маленьких ге­ роев. Эта же суровость и спокойствие зву­ чат в разговорах и в раздумьях самих геро­ ев, хотя размышлять да рассуждать им осо- бо-то и некогда было. Все их силенки, все помыслы их были направлены лишь на то, чтобы оказать помощь старшим, чтобы вне­ сти свой вклад в победу над врагом. И ав­ торы, не боясь впасть в натурализм, по­ дробно описывают, как трудились, порой до изнеможения, порой со слезами на глазах, эти «мужички с ноготок», хлебнувшие лиха едва ли не больше, чем их сверстники —ге­ рои некрасовских поэм. Вот, надрываясь из последних сил, чуть не плача, тащат завяз­ шую в болоте овцу «кандаурские мальчиш­ ки», которым колхоз поручил ответствен­ нейшее дело —пасти стадо мелкого скота. Вот наравне со взрослыми косят и стогуют сено ребятишки из зауральской деревни Че- ремховки —герои повести А. Усольцева «Смородинный чай». Вот, помогая матери пасти «орсовское» стадо свиней, гоняется с хворостиной в руке маленький Максим, ге­ рой романа В. Колыхалова «Дикие побеги». «Штаны на Максиме уже висят клочками, исцарапаны руки, коленки: то ныряет под куст, то лезет через коряги, а свиньи не слу­ шаются, будто смеются над ним». Но эта тяжелейшая физическая работа была далеко не последним для них испыта­ нием; им, кроме того, чтобы выполнить взрослую норму на работе, надо было еще

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2