Сибирские огни, 1973, №11
можности показать «в. деле» свои высокие нравственные качества.. Понимаю —таков был замысел автора, и отсутствие всего вы шеперечисленного —лишь строгое следова ние этому замыслу. Но все же хотелось бы видеть Филиппа отстаивающим свои убеж дения не только с помощью логических умо заключений. Итак, на вопрос: «Современник —каков он?» —молодые авторы ответили целым ря дом произведений, в каждом из которых предложен свой «вариант» героя наших дней. Но, как замечает А. Никульков в ста тье «Молодая литература Сибири», ни в од ном из данных произведений «эти выхва ченные из жизни образы не исследованы так глубоко и ярко, чтобы стать литератур ными типами в том высшем смысле, в ка ком говорим мы о литературном типе у классиков. Ни один из молодых писателей не достиг той высшей степени обобщения, которое в конечном счете является самой главной целью художественной литерату ры» («Молодая гвардий», 1973, № 3, стр. 287). В принципе, с этим Высказыванием согла ситься можно. Действительно, даже наибо лее удавшиеся авторам персонажи — Га- лочкин, Букварь, Филипп —не поднялись, в общем-то, выше того уровня, какой в кри тике условно называют «интересный, само бытный характер». Но, мне кажется, молодые авторы пока что и не ставили даже перед собой такой задачи —достичь «высшей степени обобще ния». Они пока только проводили своеоб разную разведку —вторгались в гущу жиз ни и выхватывали из нее лица, в которых, по их мнению, полнее отразился облик мо лодого. поколения. И поиски эти, как видим, оказались далеко не бесплодными и не без результатными. Путешествие в страну детства Примечательной особенностью молодой сибирской прозы является не только стрем ление авторов нарисовать портрет своего поколения, но и показать все стадии и вехи, которые это поколение прошло. Детство Михаила Галочкина и его дру зей пришлось на самые жестокие военные годы, война сделала круглым сиротой Алек сандра («Записки моего современника» А. Приставкина), помнят войну и молодые герои Г. Емельянова и В. Орлова. Вот почему столь существенным дополне нием к портрету молодого поколения 50— 60-х годов являются повести и романы, по священные военному детству: «Кандаур- ские мальчишки» Г. Михасенко, «На дол гую память» В. Лихоносова, «Синее море, белый пароход» Г. Машкина, «Дикие побе ги» В. Колыхалова, «Смородинный чай» А. Усольцева. Все названные произведения появились (или, во всяком случае, создава лись) почти в одно время, и этот «взрыв» повестей о военном и послевоенном детстве —факт примечательный не только для си бирской литературы. Литературное произведение становится событием лишь тогда, когда оно вызвано велением времени, потребностями дня, ког да оно —необходимое звено в осмыслении важных жизненных явлений. 50—60-е годы были периодом, когда на все главные участки нашего хозяйственного и культурного строительства пришло новое поколение. Парни и девушки, чье детство совпало с годами войны, поднимают цели ну, осваивают сибирские недра, проклады вают новые железнодорожные магистрали, возводят, гигантские гидроэлектростанции. Представители этого поколения становятся главными героями наших дней как в жиз ни, так и в литературе. И вполне естествен но, что перед литературой, наряду с изоб ражением трудовых подвигов комсомоль цев 50—60-х годов, раскрытием их богатого духовного мира, встала и другая, не менее важная задача — показать весь путь фор мирования молодого героя, найти истоки его трудового героизма и гражданской зре лости. Это и заставило молодых писателей обратиться к далеким военным годам, став шим важной вехой в биографии их поколе ния, это и побудило их вернуться к тому времени, когда их сверстники, взвалив на свои детские плечи солидную часть взрос лых забот, ковали вместе со всей страной победу. Пожалуй, самой характерной особенно стью произведений о военном детстве явля ется полное отсутствие в них каких-либо но ток жалостливости и сентиментализма. Пе речитывая эти повести сейчас, отмечаешь прежде всего суровую мужественность, спо койную рассудительность, с какой расска зывают авторы о всех горестях и злоключе ниях, выпавших на долю их маленьких ге роев. Эта же суровость и спокойствие зву чат в разговорах и в раздумьях самих геро ев, хотя размышлять да рассуждать им осо- бо-то и некогда было. Все их силенки, все помыслы их были направлены лишь на то, чтобы оказать помощь старшим, чтобы вне сти свой вклад в победу над врагом. И ав торы, не боясь впасть в натурализм, по дробно описывают, как трудились, порой до изнеможения, порой со слезами на глазах, эти «мужички с ноготок», хлебнувшие лиха едва ли не больше, чем их сверстники —ге рои некрасовских поэм. Вот, надрываясь из последних сил, чуть не плача, тащат завяз шую в болоте овцу «кандаурские мальчиш ки», которым колхоз поручил ответствен нейшее дело —пасти стадо мелкого скота. Вот наравне со взрослыми косят и стогуют сено ребятишки из зауральской деревни Че- ремховки —герои повести А. Усольцева «Смородинный чай». Вот, помогая матери пасти «орсовское» стадо свиней, гоняется с хворостиной в руке маленький Максим, ге рой романа В. Колыхалова «Дикие побеги». «Штаны на Максиме уже висят клочками, исцарапаны руки, коленки: то ныряет под куст, то лезет через коряги, а свиньи не слу шаются, будто смеются над ним». Но эта тяжелейшая физическая работа была далеко не последним для них испыта нием; им, кроме того, чтобы выполнить взрослую норму на работе, надо было еще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2