Сибирские огни, 1973, №11
рода «провокация» со стороны автора, по вод для полемики с многочисленными со чинителями исповедальных скороспелок. Ибо у Киле все наоборот, все шиворот-на выворот по отношению к тому, что было «обязательным» и «непременным» во мно гих повестях-исповедях. Вот, находясь в Ленинграде, Филипп знакомится с «прек расным полом» —сначала с Зоей Вишня ковой, у которой «грации, красоты не от нять», потом с Лилей, некрасивой «лицом», но излучающей какую-то «странную силу нежности и обаяния», и наконец с «девуш кой из Куйбышева» Валей, чем-то похожей на нанайку. С этими симпатичными девуш ками Филипп ходит в кино, в музеи, гуля ет по паркам и пляжам, и так и ждешь, что сейчас произойдет неизбежное... Однако ни любви, ни близости с ними у героя не по лучилось (хотя одна из них; Валя, откро венно предложила однажды Филиппу ос таться у нее и «узнать неведомое»); не пе ренес он по интимной части никаких пот рясений, не понес никаких тяжелых утрат. Филипп, в отличие от многих «испове дующихся» героев, не совершает никаких роковых ощибок и грехопадений и потому у него нет никаких оснований каяться, бить себя в грудь и рвать волосы, демонстри руя таким способом свои первые шаги на пути к нравственному возмужанию. По весть Киле тем и отличается от многочис ленных исповедальных поделок, что это настоящая исповедь человеческого сердца, в которой нет ни позы, ни бахвальства, ни плаксивого сентиментализма. Героя её от личает прежде всего зрелость мысли. Фи липп соотносит свой внутренний мир с ог ромным внешним мйром, сверяет каждую свою мысль, каждое свое суждение с тре бованиями 'Эпохи, Времени, Человечества; Его душа, точно чуткий сейсмограф, отзы вается на каждое потрясение, которое про исходит ежечасно, ежеминутно в неспокой ном сегодняшнем мире. «Сколько я живу на свете,— с горечью думает Филипп,— все одно и то же — вой на во Вьетнаме, негритянские волнения в Америке, Адольф фон Тадден в ФРГ, Смит в Родезии, уничтожение людей миллиона ми, голод и государственные перевороты в Латинской Америке, Мао «самый-самый» за Великой китайской стеной... И думаешь — о чем стихи, зачем мои стихи, если в каждую минуту на земле от голода и исто щения умирает один человек? Минута мол чания — умер человек! Я до сих пор не мо гу понять, не могу вынести без содрогания в сердце, унижения и стыда Освенцим и Хиросиму. Достойны ли люди лучшей уча сти, если допускают столько зла на земле? Что мне делать? Что делать? Мне хотелось как-нибудь вмешаться в ход событий». Порой в своих раздумьях Филипп обна руживает склонность к парадоксам. Так, он не верит в существование настоящего сту денческого коллектива в университете, пос кольку «у каждого свои интересы, а учеб ный процесс — не всегда самый важный, поэтому коллектива на курсе нет, о чем все говорят как о каком-то упущении в работе общественных организаций». Страстно лю бя русскую литературу, русскую поэзию, Филипп в то же время считает, что нет ни какой необходимости переводить, допустим, Пушкина на нанайский язык, «потому что из восьми тысяч нанайцев на свете, если кто и читает стихи, читает на русском языке». Однако суждения эти, при всей их спор ности, никак не напоминают те верхо глядские нигилистические сентенции, кото рыми были пересыпаны речи и монологи «исповедальных героев». Ибо каждая мысль, высказываемая Филиппом,— итог его долгих раздумий, результат переработ ки огромного потока информации, получен ной и от жизненных впечатлений, и от чте ния художественной литературы, и от со общений о политических событиях. Повесть Киле малособытмйна, бессюжет на, по существу, и это, как мне кажется, то же следствие определенной «установки» ав тора, который стремится исследовать ха рактер героя не путем погружения его в водоворот событий, а через движение его мысли, через диалектику его души. Киле везде сохраняет огромную дистанцию меж ду незначительностью событий и многозна чительностью раздумий героя, сопровожда ющих эти события, и здесь снова чувству ется полемичность, причем не только по от ношению к исповедальным произведениям. В самом деле, сколько раз встречали мы в романах и повестях такое: герои совер шают что-нибудь выдающееся, перекрыва ют все нормы выработки, рискуя жизнью, предотвращают аварии или спасают народ ное добро —и все это подается как нечто сугубо обыденное, само собой разумеюще еся. Совершил герой подвиг —сходи в душ, помойся, выпей стопку с устатку, и завтра тебя снова ждут великие дела. И нечего тут дивиться, и всякую философию разво дить. Словом, как говаривал небезызвест ный Валерий Кирпиченко из рассказа В. Аксенова «На полпути к луне»: «Все нор мально. Нормально — и точка». Киле явно спорит с таким приземленно- обытовленным подходом к жизненным явле ниям. По его мнению, любое, даже кажу щееся внешне незначительным, событие должно быть событием духовного порядка, оно должно порождать поток рефлексий и ассоциаций, заставлять человека быть в по стоянном интеллектуальном напряжении. Такого неутомимого мыслителя и выводит Киле в своей повести в лице Филиппа, осо бо подчеркивая гражданскую направлен ность его раздумий, его стремление встать вровень с великой эпохой, в которой он жи вет. Однако сосредоточив главное внимание на внутреннем мире героя, автор невольно сделал его «чистым интеллектуалом», ис кусственно изолировал от окружающей сре ды. Создается даже впечатление, будто уни верситет и годы учебы ничего не прибавили к духовному образованию Филиппа, на столько «автономен», обособлен он и от друзей-сокурсников л от преподавателей. Автор упорно оберегает своего героя от вся ких столкновений, не «впутывает» его ни в какие конфликты, нигде не дает ему воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2