Сибирские огни, 1973, №11
питея, потому что автор все спешит впе ред, торопится захватить в русло повество вания как можно больше событий и фактов. В итоге это стремление к всеохватности, к многоплановости оборачивается у Емелья нова разбросанностью и эскизностью. По лучается примерно то же самое, что и у Приставкина: много событий, много людей, масса симпатичных ребят, отличных произ водственников и активистов, но ни один из них не предстал личностью значительной и масштабной, никто не запомнился, не при шелся «по сердцу». Повесть «Любовь в середине лета» В. Шугаева, в отличие от предшествующих книг, вводит нас в сферы, далекие от об ласти производственных отношений. Вместе с тем произведение это привносит некото рые новые штрихи в портрет молодого сов ременника — хотя бы уже потому, что ав тор показывает в нем человека иной «со циальной среды», будущего интеллигента, выросшего в условиях относительного бла гополучия. Юные герои повести Валерий и его друзья — студенты, коренные горожане, впервые оказавшиеся в деревне, куда их направили оказать помощь в уборке уро жая. Но, как уже было сказано, не произ водство, не трудовые дела составляют пред мет авторского интереса, хотя в повести имеются и картины труда. Автора занима ют прежде всего «дела сердечные» его ге роев, о чем говорит уже само название^ произведения. Повесть Шугаева подкупает свежестью восприятия жизни, в ней слышится искрен ний, взволнованный голос •молодого чело века, пытающегося разобраться в себе, в своих чувствах и переживаниях, опреде лить собственное отношение к жизни и найти свое место в ней. Однако прн ^всей искренности « раскованности, с какой ге рой-рассказчик повествует о себе и своих товарищах, расстаешься с этим героем в изрядном недоумении. Странная вещь: юно ша до предела обнажил свою душу, приз нался в самых интимных своих помыслах, а ты так и не составил о нем сколько-ни будь вразумительного представления. Поначалу Валерий кажется парнем с хо рошими задатками. Автор вроде бы выда ет добрые авансы своему герою: Валерий старается быть щепетильно честным, беспо щадно принципиальным во всем и до кон ца, подвергает себя нещадному нравствен ному истязанию за любой промах, за ма лейшую ошибку. Однако эти щедрые аван сы вдруг самым неожиданным образом оказываются просроченными векселями. Трусом и размазней предстает Валерий, когда мы узнаем все подробности его не удачной любви к однокурснице Ленке. Че го стоит хотя бы эпизод, когда герой, же лая отомстить своему счастливому сопер нику Косте, подкарауливает его в отхожем месте, проявляя, однако, в самый реши тельный момент постыдную трусость! По добные «действия» героя не только рожда ют презрение к нему со стороны читателя, но и сводят, по существу, на нет весь ав торский замысел, о котором Шугаев дове рительно сообщает в предисловии: «Меня давно занимает мысль о своеоб разной возрастной «инфляции», происходя щей с частью молодых людей: годы, про житые ими, обозначаются уже серьезной цифрой, а степень ответственности за свою судьбу и судьбу общества, к сожалению, не увеличивается вместе с годами. Вспом ним, что сотни и тысячи российских сту дентов, ничуть не старше нынешних, шли в профессиональные революционеры, шест надцатилетние юноши командовали полка ми в гражданскую войну, среди строите лей Магнитки и Комсомольска-на-Амуре тоже работали сотни и тысячи юнцов, едва достигших паспортного возраста,— вспом ним это и согласимся, что пора гражданско го возмужания у нйшешних молодых лю дей значительно удлинилась: они в шест надцать только-только заканчивают школу, а свои Магнитки начинают строить, пере ступив двадцатилетний порог». Но, думается, вряд лн такой человек, как Валерий, даже попав в эпоху великих исто рических свершений, где «созревание ха рактера... происходит быстрее», мог бы стать настоящим «мужем», тем более не возможно представить его командиром полка или партизанским разведчиком. Ва лерий, с его жалким отчаянием, кусанием губ и проливанием слез, скорее напомина ет одного из «униженных и оскорбленных» героев Достоевского. В нем под конец про является даже какая-то подозрительная склонность к всепрощению. Оплеванный, посрамленный, осмеянный Ленкой и изби тый ее новым ухажером он все-таки вели кодушно «прощает» своих обидчиков, сми ряется со своей участью и готов даже по мочь Ленке и Косте соединить свои любя щие сердца. Словом, Валерий предстает в конце повести таким благородным и участ ливым другом, что невольно приходят на память язвительные слова Добролюбова, адресованные одному из героев Достоев ского: «...все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только... Если же эти ро мантические самоотверженны точно люби ли, то какие же должны быть у них тря пичные сердца, какие куричьи чувства!» Нанайский юноша Филипп, от лица ко торого написана повесть П. Кнле «Идти вечно», поначалу воспринимается тоже как традиционный герой «исповедальной про зы». Да и сама повесть по первому впе чатлению кажется еще одним детищем этого некогда модного поветрия, настолько пунктуален автор в соблюдении всех тре бований и расхожих приемов «повестей от первого лица». Здесь и мчащийся по необъ ятным просторам страны поезд, который увозит Филиппа в неведомую жизнь, и вос поминания «под стук колес» о родном селе, и серия знакомств «провинциального» ге роя с коренными горожанами — «цивиль ными» юношами и девицами в мини-юбоч ках... Но чем дальше углубляешься в повест вование, тем все чаще ловишь себя на мысли: традиционный зачин здесь — своего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2