Сибирские огни, 1973, №11
лись на рабочую площадку. А крановщик посмеивался лишь, когда мы шарахались из-под бадей. Нет, он все-таки неплохой парень, этот толстомордый...». Такими же «отличными ребятами» оказываются и бри гадир Несида, и Коля Чимилев, и Дуся, и Инна... Рассказав об их производственных успехах, автор патетически восклицает: «Есть люди, люди-солдаты, которым всю жизнь все начинать сначала. И уж как их там ни называй, но это они прокладывают вперед жизнь, создают новые бригады, за пускают ракеты, открывают экономические законы и делают много-много других «на чал». Этих людей я узнал здесь, я хочу быть с ними... Вспоминать о них. Их имя — мои современники». Разумеется, читатель нисколько не сомне вается, что ребята эти настоящие строите ли коммунизма, однако узнаем мы о них не больше, как если бы увидели их где-ни будь на доске Почета или прочитали бы о них очерк на первой полосе газеты. Здесь вполне уместно снова обратиться к роману «Здравствуй, Галочкин!». Г. Нем ченко чужд такой газетно-репортерский подход к изображаемым явлениям, для не го важно не столько зафиксировать посту пок героя, сколько понять мотивы этого поступка, установить, что за ним скрывает ся. Ведь порой и благородный поступок может быть совершен с чисто корыстной целью, ради того, чтобы жить затем на проценты от своего «единовременного» ге роизма. Именно такого делягу-ударника и выво дит Немченко в лице Бориса Королева. Как и Галочкин, Королев — отличный ка менщик, способный показать в работе са мый высокий класс. Однажды, временно работая в кочегарке, Борис, будучи боль ным, выстоял тяжелую смену, один обеспе чил теплом в новогоднюю ночь весь посе лок. И после смены, едва держась на но гах, он взял уголек и приложил к тому ме сту на руке, где была татуировка. Этот мужественный, по-своему даже героиче ский поступок дал повод местному журна листу написать о Королеве восторженный очерк. Однако сам Немченко не торопится на основании одного поступка делать из Королева героическую личность. Он про должает тщательно наблюдать, пытается выяснить, что за этим подвигом — искрен нее ли стремление Бориса отдавать всего себя людям или же, наоборот, желание вы делиться из общей массы, поставить себя над остальными. Как показывают дальней шие события, Борис далеко не бескорыстен в своих производственных подвигах, для него подвиг интересен лишь постольку, по скольку можно затем превратить его в не кую пожизненную ренту. И автор со всей очевидностью показывает, насколько опасно такое расчетливое подвижничество и на сколько опасна поспешность, с какой обыч но человека по одному поступку навсегда заносят в список ударников и «примеров для подражания». Именно это стремление до конца «разобраться» с каждым героем, проверить его в обстоятельствах самых различных и делает роман Г. Немченко не просто произведением «правдиво отобража ющим», но по-настоящему глубоким и зна чительным. «Сибирские повести» же А. При- ставкина, при всей их протокольной досто верности, действительно лишь «отобража ют», но никак не исследуют, не вникают в суть тех сложных проблем, которые не избежно возникают в жизни каждого боль шого рабочего коллектива. Роман Г. Емельянова «Берег правый» снова заставляет провести параллель с «Га- лочкиным». И не только потому, что оба писателя избрали объектом изображения одну и ту же стройку.; Главная сюжетная линия в романе Емельянова, как и у Нем ченко, связана с историей одной бригады, е показом процесса ее формирования, скла дывания ее в настоящий коллектив комму нистического труда. В «Береге правом» есть, казалось бы, все, что необходимо для создания доброт ного произведения о рабочем классе: ост рый конфликт — борьба коллектива моло дых строителей за создание нормальных ус ловий труда, за утверждение подлинно коммунистических отношений на производ стве; злободневные проблемы — о нрав ственной чистоте людей, участвующих з крупном строительстве, о действенной си ле боевых революционных традиций рабо чего класса; есть в романе и неизбежное производственное ЧП, во время которого раскрывается подлинная сущность героев. Однако в сравнении с романом Немчен ко «Берег правый» опять же проигрывает, хотя и не столь явно, как, допустим, «Си бирские повести» Приставкина. Сопоставляя «Берег правый» с «Галоч- киным» или с не менее известным романом В. Орлова «Соленый арбуз» (также вошед шим в серию «Молодая проза Сибири»), лишний раз убеждаешься, что успех к ав тору приходит только в том случае, когда он «представляет» читателю в качестве главного героя личность интересную, само бытную, ярко'индивидуальную. Такое при ятное знакомство и состоялось в свое вре мя у читателя с Мишкой Галочкиным и Букварем. И хотя главные персонажи ро манов Немченко и Орлова не стали «геро ями нашего времени» в самом высоком по нимании этого слова, читателю они запом нились, потому что в них так или иначе отразился духовный и нравственный облик молодого поколения 50—60-х годов. Г. Емельянову, к сожалению, не удалось найти в массе изображаемых им лиц и личностей ни своего Галочкина, ни своего Букваря. Вначале он было заинтересовал нас историей Вальки Храмова, поведав не сколько любопытных эпизодов из неудач ливой «одиссеи» этого начинающего лету- нишки. Затем внимание его привлекли двое ребят-москвичей — друзья детства Виктор Бродский и Глеб Трошин, приехавшие на стройку по путевкам комсомола. Но и эта пара недолго занимала его, и автор пере ключает внимание на Вадима Каткова, комсомольского секретаря стройки. Однако цельный, самобытный характер и тут не ле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2