Сибирские огни, 1973, №11

лись на рабочую площадку. А крановщик посмеивался лишь, когда мы шарахались из-под бадей. Нет, он все-таки неплохой парень, этот толстомордый...». Такими же «отличными ребятами» оказываются и бри­ гадир Несида, и Коля Чимилев, и Дуся, и Инна... Рассказав об их производственных успехах, автор патетически восклицает: «Есть люди, люди-солдаты, которым всю жизнь все начинать сначала. И уж как их там ни называй, но это они прокладывают вперед жизнь, создают новые бригады, за­ пускают ракеты, открывают экономические законы и делают много-много других «на­ чал». Этих людей я узнал здесь, я хочу быть с ними... Вспоминать о них. Их имя — мои современники». Разумеется, читатель нисколько не сомне­ вается, что ребята эти настоящие строите­ ли коммунизма, однако узнаем мы о них не больше, как если бы увидели их где-ни­ будь на доске Почета или прочитали бы о них очерк на первой полосе газеты. Здесь вполне уместно снова обратиться к роману «Здравствуй, Галочкин!». Г. Нем­ ченко чужд такой газетно-репортерский подход к изображаемым явлениям, для не­ го важно не столько зафиксировать посту­ пок героя, сколько понять мотивы этого поступка, установить, что за ним скрывает­ ся. Ведь порой и благородный поступок может быть совершен с чисто корыстной целью, ради того, чтобы жить затем на проценты от своего «единовременного» ге­ роизма. Именно такого делягу-ударника и выво­ дит Немченко в лице Бориса Королева. Как и Галочкин, Королев — отличный ка­ менщик, способный показать в работе са­ мый высокий класс. Однажды, временно работая в кочегарке, Борис, будучи боль­ ным, выстоял тяжелую смену, один обеспе­ чил теплом в новогоднюю ночь весь посе­ лок. И после смены, едва держась на но­ гах, он взял уголек и приложил к тому ме­ сту на руке, где была татуировка. Этот мужественный, по-своему даже героиче­ ский поступок дал повод местному журна­ листу написать о Королеве восторженный очерк. Однако сам Немченко не торопится на основании одного поступка делать из Королева героическую личность. Он про­ должает тщательно наблюдать, пытается выяснить, что за этим подвигом — искрен­ нее ли стремление Бориса отдавать всего себя людям или же, наоборот, желание вы­ делиться из общей массы, поставить себя над остальными. Как показывают дальней­ шие события, Борис далеко не бескорыстен в своих производственных подвигах, для него подвиг интересен лишь постольку, по­ скольку можно затем превратить его в не­ кую пожизненную ренту. И автор со всей очевидностью показывает, насколько опасно такое расчетливое подвижничество и на­ сколько опасна поспешность, с какой обыч­ но человека по одному поступку навсегда заносят в список ударников и «примеров для подражания». Именно это стремление до конца «разобраться» с каждым героем, проверить его в обстоятельствах самых различных и делает роман Г. Немченко не просто произведением «правдиво отобража­ ющим», но по-настоящему глубоким и зна­ чительным. «Сибирские повести» же А. При- ставкина, при всей их протокольной досто­ верности, действительно лишь «отобража­ ют», но никак не исследуют, не вникают в суть тех сложных проблем, которые не­ избежно возникают в жизни каждого боль­ шого рабочего коллектива. Роман Г. Емельянова «Берег правый» снова заставляет провести параллель с «Га- лочкиным». И не только потому, что оба писателя избрали объектом изображения одну и ту же стройку.; Главная сюжетная линия в романе Емельянова, как и у Нем­ ченко, связана с историей одной бригады, е показом процесса ее формирования, скла­ дывания ее в настоящий коллектив комму­ нистического труда. В «Береге правом» есть, казалось бы, все, что необходимо для создания доброт­ ного произведения о рабочем классе: ост­ рый конфликт — борьба коллектива моло­ дых строителей за создание нормальных ус­ ловий труда, за утверждение подлинно коммунистических отношений на производ­ стве; злободневные проблемы — о нрав­ ственной чистоте людей, участвующих з крупном строительстве, о действенной си­ ле боевых революционных традиций рабо­ чего класса; есть в романе и неизбежное производственное ЧП, во время которого раскрывается подлинная сущность героев. Однако в сравнении с романом Немчен­ ко «Берег правый» опять же проигрывает, хотя и не столь явно, как, допустим, «Си­ бирские повести» Приставкина. Сопоставляя «Берег правый» с «Галоч- киным» или с не менее известным романом В. Орлова «Соленый арбуз» (также вошед­ шим в серию «Молодая проза Сибири»), лишний раз убеждаешься, что успех к ав­ тору приходит только в том случае, когда он «представляет» читателю в качестве главного героя личность интересную, само­ бытную, ярко'индивидуальную. Такое при­ ятное знакомство и состоялось в свое вре­ мя у читателя с Мишкой Галочкиным и Букварем. И хотя главные персонажи ро­ манов Немченко и Орлова не стали «геро­ ями нашего времени» в самом высоком по­ нимании этого слова, читателю они запом­ нились, потому что в них так или иначе отразился духовный и нравственный облик молодого поколения 50—60-х годов. Г. Емельянову, к сожалению, не удалось найти в массе изображаемых им лиц и личностей ни своего Галочкина, ни своего Букваря. Вначале он было заинтересовал нас историей Вальки Храмова, поведав не­ сколько любопытных эпизодов из неудач­ ливой «одиссеи» этого начинающего лету- нишки. Затем внимание его привлекли двое ребят-москвичей — друзья детства Виктор Бродский и Глеб Трошин, приехавшие на стройку по путевкам комсомола. Но и эта пара недолго занимала его, и автор пере­ ключает внимание на Вадима Каткова, комсомольского секретаря стройки. Однако цельный, самобытный характер и тут не ле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2