Сибирские огни, 1973, №11
эти чешские карманы для русских буты лок») . Эта небольшая сценка очень хорошо пере дает общий колорит романа, сдобренного крепким, истинно «рабочим» юмором, и в то же время как бы олицетворяет его по лемическую направленность. Насколько трудно подобрать для Мишки Галочкина костюм, настолько же трудно втиснуть его, как героя, в какую-либо схему. Га- лочкин не подходит ни под одну из тех «разновидностей» героя-производст- венника, которые составляли одно вре мя в литературе своеобразную «табель о рангах». Он не передовик, не нова тор, тем более не герой-чудотворец, круто, одним махом ломающий весь производст венно-технологический процесс; не при надлежит он и к тем хватким парням с уго ловным прошлым, которых участие в боль шой стройке исцеляет самым чудесным образом. Роман «Здравствуй, Галочкин!» появился в тот период, когда наша литература объявила решительную войну схематизму и заданности, когда на страницах произведе ний стал все чаще появляться герой, выхва ченный из гущи жизни. Не воздавая Г. Немченко никаких особых похвал, тем не менее следует отметить, что молодой писа тель создал запоминающийся, живой образ простого рабочего парня, чьими руками вершатся главные дела на советской земле. В судьбе Мишки Галочкина без труда угадывается биография целого поколения. Воспитанник детдома, знающий войну не только по книжкам и фильмам, Галочкин принадлежит к тем ребятам, для которых детство и сиротство стали равнозначными понятиями. Самая светлая пора их жизни оказалась безжалостно изуродованной вой ной и ее тягчайшими последствиями — по тому и не удалось Мишке закончить деся тилетку, потому и не пришлось ему стоять перед разноцветными рекламными щитами, решая проблему «Куда пойти?». Зрелость и самостоятельность пришли к нему, как только стукнуло шестнадцать и он взял в руки мастерок. Суровая необходимость чуть не с. детских лет зарабатывать свой кусок хлеба сделала Мишку человеком практиче ским, не по годам степенным, знающим цену трудовому рублю и себе... Таким он и предстает перед нами на первых страницах романа, когда приезжает на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината. Правда, в отличие от многих молодых рабочих, прибывших на известную всей стране стройку по путевкам комсомо ла, Галочкин оказался здесь по причинам сугубо прозаическим: он не пришелся «ко двору» на старом месте и приехал искать новое. И этот приезд «некомсомольца, не добровольна» в край романтики позволяет писателю по-трезвому, непредвзято взгля нуть на те явления, которые на бойком язы ке журналистов назывались «трудовым ге роизмом» и «невиданным энтузиазмом». Немченко показывает, что в этом героиз ме и энтузиазме было немало искусствен ного, дутого, чем не без успеха и с благосло- вления отдельных недалеких руководителей пользовались современные «комбинаторы». Основной конфликт романа как раз и строится на соперничестве бригады Галоч кина с «образцово-показательной» бригадой Бориса Королева, которому начальство, в целях иметь свой «маяк», искусственно соз дает лучшие условия. И именно в ходе этой борьбы, потребовавшей от Галочкина всех его сил, всего профессионального ма стерства, и познал главный герой истинный смысл настоящего творческого труда. Не сразу и далеко не гладким путем пришел Мишка Галочкин к осознанию своей роли на стройке, далеко не сразу понял, что и он является полноправным хозяином и ответ чиком «за все» на этом гигантском строи тельстве. Автор показывает закономерность внутреннего перерождения героя, превраще ния его из обыкновенного «работяги» в на стоящего рабочего-творца, созидателя. В этом и весь смысл названия романа «Здравствуй, Галочкин!», которое следует понимать не как традиционное приветствие, но как пожелание долгих лет жизни и пло дотворного труда новому Галочкину —- гражданину, творцу, его величеству рабо чему. Герои «Сибирских повестей» А. Пристав- Кина — тоже рабочие парни, ищущие свое настоящее место в жизни. У многих из них даже анкетные данные почти полностью совпадают с героями Г. Немченко. Напри мер, Александр, от лица которого написана самая большая повесть «Записки моего современника», г—как и Галочкин, бывший детдомовец, оставшийся в войну круглым сиротой и прошедший те же «университе ты». Однако герои «Сибирских повестей» выглядят намного бледнее и беднее в срав нении с колоритной фигурой Мишки Галоч кина и его друзьями, и причина этому — прямолинейно-лобовой способ, избранный автором для раскрытия характера своих героев. ,, Приставкин как бы стремится поймать каждого героя в «эффектном кадре», точно зафиксировать один какой-нибудь его по ступок. И в зависимости от того, хороший это поступок или дурной, благородный или бесчестный, — соответствующую репутацию получает и герой. Причем, Приставкину вполне достаточно разового, единичного поступка, чтобы составить твердое мнение о человеке. Вот наглядный пример тому. Александр в бригаде Несиды работает на выемке скального грунта. Работа тяжелей шая: камни обдирают кожу на ладонях, «струнами» натягивают» жилы, к тому же невыносимо печет солнце. И тут Александр замечает «толстомордого» крановщика, ко торый развалился на камне и равнодушно созерцает, как надрываются другие. Этот «жирный» бездельник «с пухлой физионо мией» поначалу вызывает у Александра острую неприязнь. Но вот, дождавшись, когда рабочие заполнили бадьи грунтом, «толстомордый крановщик не спеша полез в кабину, повернул стрелу. И вдруг стал ловко двигать тонные бадьи. И те уверенно поплыли, как чугунки у хорошей хозяйки, не просыпая ни одного камешка, метко опрокидывались в кузова и снова опуска- 1Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2