Сибирские огни, 1973, №11

Критика и библиография Владимир Шапошников уроки молодой ПРОЗЫ СИБИРИ Вот уже в течение шести лет на прилав­ ках книжных магазинов регулярно по­ являются небольшие томики, на обложках которых тиснеными буквами выведено; «Мо­ лодая проза Сибири». Эта серия издается по постановлению ЦК ВЛКСМ и Комитета по печати при Совете Министров РСФСР, и выпускает ее Западно-Сибирское книжное издательство. Сам факт создания библиотеки моло­ дой сибирской прозы, куда входит нема­ ло значительных, получивших общесоюз­ ную известность произведений, является одним из убедительных свидетельств тес­ ной связи современной советской литера­ туры с жизнью. В 1894 году, беседуя с одним из моло­ дых литераторов, А. П. Чехов говорил: «Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две, за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите на­ родную жизнь...» В наши дни эти слова великого писателя кажутся поистине пророческими. Сегодняшняя Сибирь — передний край жизни — закономерно стала «литературной Родиной» многих молодых писателей. Именно здесь увидели «народную жизнь» и получили путевку в большую литературу Г. Немченко и В. Лпхоносов, В. Распу­ тин и В. Шугаев, Г. Машкин и В. Чиви­ лихин, В. Орлов и А. Лиханов, В. Колы- халов и В. Потанин... Сибирские новостройки, гиганты метал­ лургии и энергетики — это не просто строи­ тельные площадки и производственные участки, но и место действия во многих произведениях молодых авторов. Здесь складываются новые взаимоотношения, рож­ дается новая мораль, возникают и раз­ решаются сложные жизненные проблемы. Быть может, для разрешения этих проблем авторам порой недостает художнического опыта и гражданской зрелости, но редко когда их книги оставляют читателя рав­ нодушным, ибо они выражают самые сокро­ венные помыслы и настроения сегодняшней молодежи. Вот почему, приступая к созданию кри­ тического портрета «Молодой прозы Си­ бири», прежде всего надлежит обратиться к тем произведениям, в которых авторы ри­ суют образ молодого современника. Герой этот прошел вместе с авторами настоящую жизненную «академию»: он был участни­ ком великих сибирских новостроек и развед­ чиком сибирских недр, бороздил просторы морей и пересекал тундру... Но куда бы ни попадал, чем бы ни занимался по роду сво­ ей профессии этот беспокойный, пытливый человек, он неизменно решал самый важ­ ный для себя вопрос: что есть главное в жизни, что составляет ее смысл? Михаил ГалЪчкин и другие В романе Г. Немченко «Здравствуй, Га- лочкин!» есть одна любопытная сценка, которой можно придать аллегорическое толкование. Главный герой выбирает в местном уни­ вермаге костюм, надевая на себя поочеред­ но несколько изделий отечественного произ­ водства. Но ни одно из них не подходит: то рукава короткие, то, наоборот, болтают­ ся, а если пиджак впору, опять же не по размеру брюки... В конце концов Мишка Галочкин останавливает свой выбор на им­ портном костюме, но когда влазит в этот костюм уже. в качестве полноправного хозя­ ина, то и здесь обнаруживает существен­ ный «изъян»: ни в один карман нельзя за­ сунуть бутылку вина («Не приспособлены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2