Сибирские огни, 1973, №11
Критика и библиография Владимир Шапошников уроки молодой ПРОЗЫ СИБИРИ Вот уже в течение шести лет на прилав ках книжных магазинов регулярно по являются небольшие томики, на обложках которых тиснеными буквами выведено; «Мо лодая проза Сибири». Эта серия издается по постановлению ЦК ВЛКСМ и Комитета по печати при Совете Министров РСФСР, и выпускает ее Западно-Сибирское книжное издательство. Сам факт создания библиотеки моло дой сибирской прозы, куда входит нема ло значительных, получивших общесоюз ную известность произведений, является одним из убедительных свидетельств тес ной связи современной советской литера туры с жизнью. В 1894 году, беседуя с одним из моло дых литераторов, А. П. Чехов говорил: «Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две, за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите на родную жизнь...» В наши дни эти слова великого писателя кажутся поистине пророческими. Сегодняшняя Сибирь — передний край жизни — закономерно стала «литературной Родиной» многих молодых писателей. Именно здесь увидели «народную жизнь» и получили путевку в большую литературу Г. Немченко и В. Лпхоносов, В. Распу тин и В. Шугаев, Г. Машкин и В. Чиви лихин, В. Орлов и А. Лиханов, В. Колы- халов и В. Потанин... Сибирские новостройки, гиганты метал лургии и энергетики — это не просто строи тельные площадки и производственные участки, но и место действия во многих произведениях молодых авторов. Здесь складываются новые взаимоотношения, рож дается новая мораль, возникают и раз решаются сложные жизненные проблемы. Быть может, для разрешения этих проблем авторам порой недостает художнического опыта и гражданской зрелости, но редко когда их книги оставляют читателя рав нодушным, ибо они выражают самые сокро венные помыслы и настроения сегодняшней молодежи. Вот почему, приступая к созданию кри тического портрета «Молодой прозы Си бири», прежде всего надлежит обратиться к тем произведениям, в которых авторы ри суют образ молодого современника. Герой этот прошел вместе с авторами настоящую жизненную «академию»: он был участни ком великих сибирских новостроек и развед чиком сибирских недр, бороздил просторы морей и пересекал тундру... Но куда бы ни попадал, чем бы ни занимался по роду сво ей профессии этот беспокойный, пытливый человек, он неизменно решал самый важ ный для себя вопрос: что есть главное в жизни, что составляет ее смысл? Михаил ГалЪчкин и другие В романе Г. Немченко «Здравствуй, Га- лочкин!» есть одна любопытная сценка, которой можно придать аллегорическое толкование. Главный герой выбирает в местном уни вермаге костюм, надевая на себя поочеред но несколько изделий отечественного произ водства. Но ни одно из них не подходит: то рукава короткие, то, наоборот, болтают ся, а если пиджак впору, опять же не по размеру брюки... В конце концов Мишка Галочкин останавливает свой выбор на им портном костюме, но когда влазит в этот костюм уже. в качестве полноправного хозя ина, то и здесь обнаруживает существен ный «изъян»: ни в один карман нельзя за сунуть бутылку вина («Не приспособлены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2