Сибирские огни, 1973, №11
ры, а настоящего комбинезона с капором, плотно облегающим лицо густой меховой каймой. И вот, когда мы с моим другом, геологом Н. В. Тюменцевым, одетые в одни только трусики, в знойный полдень спускались с высокой горы к стоянке каменного века, перед нами остановилась блестящая черная машина. Приоткрылась дверца, и из нее вы шел седой высокий человек в ослепитель но белой рубашке и черном костюме. Это приехал всемирно известный американский антрополог, чех по происхождению, верный друг Советского Союза, Алеш Хрдличка... Его привело к нам в Советский Союз желат ине увидеть своими глазами, найденный мною в 1938 году в Узбекистане, череп не андертальского человека из Тешик-Таша. А. Хрдличка был страстным сторонником идеи о том, что неандертальский человек представлял собой необходимую фазу в эво люции человека. Так и называлась класси ческая монография Хрдлички: «Неандер тальская фаза в становлении человека». И вот, наконец, неандерталец был обнаружен там, где его еще никто не видел и не ожидал найти,— не в Европе и не в Африке^ а в Средней Азии. Ради такой встречи с нашим далеким предком стоило переплыть океан даже и в 80 лет, даже и тогда, когда над миром сгущались грозовые тучи новой миро вой войны! После первой встречи в Ленинграде, в Музее антропологии и этнографии Акаде мии наук, где хранится находка из Те шик-Таша, мы встретились теперь снова с Хрдличкой на Ангаре. На этот раз уже по поводу «первых американцев». Хрдличка был убежденным пропагандис том идеи о том, что первый человек, пре док американских индейцев, пришел в Аме рику из Сибири, через Берингов пролив, который был в ледниковое время не про ливом, а перешейком, сухопутным мостом, по которому вперед и назад путешествова ли мамонты, дикие лошади и бизоны. Вмес те с этими животными, в погоне за ними, по мысли Хрдлички, должны были проник нуть из Сибири на Аляску и первобытные охотники, вооруженные еще только копья ми с каменными или костяными наконеч никами, не знавшие лука и стрелы. На поиски «¡первых американцев» А. Хрдличка впервые приехал в Сибирь, в старый Иркутск еще более четверти века назад, в 1912 году! С тонким юмором рас сказывал он нам, как его чествовали зва ным обедом в Городской думе тогдашние хозяева и отцы города, именитые купцы, угощая сибирскими пельменями и фран цузским шампанским. А на этот раз, в 1939 году, его, уже по седевшего, привлекли в нашу Буреть сооб щения о том, что здесь находится не толь ко поселок охотников на мамонтов, но есть и могильники неолитической эпохи. В них, как узнал в Ленинграде Хрдличка, лежат костяки первобытных обитателей ан гарской долины с топорами из полудраго ценного зеленого камня — саянского неф рита, с колчанами стрел из кремня, а также и невиданными луками, укрепленными во всю длину костяными пластинами, самые древние в мире луки усиленного типа, пред шественники сложных луков, этого наибо лее дальнобойного оружия древних охотни ков. Впервые такие костяки обнаружил при постройке железной дороги в Старом Глаз- ковском предместье г. Иркутска краевед- энтузиаст М. П. Овчинников, когда в све жей насыпи он увидел десятки черепов лю дей каменного и раннего бронзового века, а также нефритовые браслеты и кольца, каменные топоры и листовидные кинжалы из меди. Теперь же на Ангаре и Лене не только вновь были найдены кладбища первобыт ных обитателей Восточной Сибири, но впер вые стали ясными вехи истории этой части азиатского материка на протяжении мно гих тысячелетий. И вот мы стояли вместе с Хрдличкой на крутом берегу Ангары, перед только что расчищенной могилой, где лежали три костяка женщины, ребенка, прижатого к ее груди, и взрослого мужчины. Тазовая кость женщины была насквозь пробита камен ным наконечником стрелы. Легко представить обыденную трагедию тех далеких времен, когда впервые появи лось неравенство между людьми. Вслед за ■владыквй — мужчиной должна была пос ледовать в страну мертвых его собствен ность, приобретенная в какой-то кровопро литной схватке с соседним племенем, жен щина-рабыня. Но почему же с ней лежал и ребенок? — Когда у индейцев умирала женщина, у которой не было сестры, способной кор мить младенца своим молоком, ребенка клали в могилу матери,—сказал Хрдличка. Мысль о том, что предки индейцев приш ли из Азии и Сибири, господствует и в на ше время. Так думает, например, издатель опубликованного Стэнсфордским универси тетом в Калифорнии в 1967 году сборника «Берингов мост», в котором использованы материалы специального симпозиума на седьмом конгрессе Интернациональной ас социации по изучению четвертичного перио да, состоявшегося в августе-сентябре 1965 года в Колорадо. На суперобложке этого тома видны Азия и Америка. Изображены бизоны и ма монты, за которыми на Аляску бегут с Чу котки, широко расставив ноги, забавные человечки — «первые американцы»! Теперь, разумеется, мы далеко ушли вперед от тех представлений, которые раз вивали в своих работах. А. Хрдличка и его ученик — маститый археолог Генри Кол линз, здравствующий и поныне. С г. Кол линзом мы, к нашему общему удовольст вию, вновь встретились на очередном, вось мом конгрессе антропологов, этнографов и археологов — осенью 1968 года в Японии. Мы много говорили о первых американцах, сидя вместе с нашими японскими друзьями на сверкающих золотом соломенных цинов ках — татами в маленьком ресторанчике около древнего храма в Киото.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2