Сибирские огни, 1973, №11
Самые ранние, известные науке каменные орудия первобытного человека были найде ны в далекой от нас Африке, затем их об наружили в Западной и Восточной Европе, наконец, на юге Азии, в Индонезии. И все они представляют собой такие же, как^ на Улалинке, булыжники, лишь частично обра ботанные грубой оббивкой. Половина, или даже две трети таких камней сохраняют первоначальную галечную поверхность. Она снята только на рабочем конце орудия, на самом его лезвии. Если лезвие оббито только с одной сто роны, изделие называется чоппером, бук вально «сечкой». Если с обеих противопо ложных сторон — чоппингом. Булыжник, впервые найденный на Ула линке, был обработан как чоппер. Вместе с тем, когда начались раскопки Улалинского холма в Горно-Алтайске, когда в наших руках оказались уже не единич ные обработанные камни, а целые десятки и даже сотни (более 600 таких галечных первоорудий!), мы увидели, что многое здесь все-таки было иным, чем в Африке или Европе. Как оказалось, даже в те далекие, пер- вобытнейшие времена мастера Улалинки работали во многом по-своему. Самым неожиданным было то, что здесь тяжелые кварцитовые гальки раскалыва лись каким-то неизвестным нам «хитрым» способом. На них не было заметно харак терного «ударного бугорка», который обра зуется на сколотой поверхности в месте при ложения силы удара. И что еще любопыт нее, эги плоские кварцитовые «лепешки», как мы их окрестили, нередко имеют стран ный красноватый оттенок. Так выглядят сейчас камни, обожженные на огне. При раскопках мы наткнулись вдруг на огромный камень, даже не булыжник, для этого он слишком велик, а настоящий ва лун с красными пятнами на его поверхно сти. Присмотревшись к нему поближе, уви дели, что с этой глыбы были сколоты или сняты крупные осколки, отщепы необычной величины. Следовательно, сняты они не си лой человеческой руки, как это наблюда лось в других местах, а скорее всего силой огня! И тут мы вспомнили, что сравнительно недавно, каких-нибудь сто-двести лет тому назад, этнографы, исследователи жизни и культуры наиболее отсталых племен, на блюдали подобный огневой способ расщеп ления камня. Раскаленные валуны и булыж ники определенных пород бросали реку, озеро или поливали холодной водой. Ка мень разлетался на куски, которые затем уже нетрудно было подвергнуть дальней шей, более детальной обработке. Увлеченные идеей, неожиданно пришед шей нам в голову, мы разожгли костер. На грели в нем камень, извлеченный из того же Улалинского холма, и бросили в Ула- линку. Камень расщепился почти на такие же «лепешки», какие мы выкапывали из нашей траншеи. Так Улалинский холм раскрыл нам сек реты древнейших мастеров обработки кам ня. Они, эти первые мастера Алтая и Сибири, оказывается, не только были знакомы с ог нем, не только согревали свое дрожащее от зимних холодов тело у костра, но и су мели обуздать силу огня, направить ее на изготовление орудий труда. Труд и ум человека —вот та могучая сила, которая торжествовала здесь на заре истории свою победу над слепыми силами природы, над стихией огня. Печать своеобразия, собственной выдум ки и умелого использования возможностей, которые скрывались в диком камне, лежит здесь и на всем наборе каменных инстру ментов. Так, например, нигде более, как на Улалинке, мы не видели таких загадочных скребел с маленькими, но очень тщательно обработанными выступами и выемками. Нам неизвестны находки подобных орудий в других местах. Мы не знаем, как и для чего они употреблялись. Ясно одно —это собственное изобретение первобытных «ула- лиицев» и никого другого. Когда же трудились безвестные мастера на Улалинском высоком холме, какой живот ный и растительный мир открывался с не го в те далекие времена? Судя по примитивности техники обработ ки камня и по грубости самих орудий, они были изготовлены в подлинно первобытные времена, когда на земле еще жил хорошо известный каждому образованному челове ку яванский питекантроп, «обезьяночеловек прямоходящий», а также другие, близкие к нему по уровню развития, наши предки. Та кие, которых принято называть «архантро- пами». В те времена на земле не было еще да же неандертальцев, «палеонтропов». Сло вом, нашим горноалтайским замечательным находкам не менее 150—200 тысяч лет, сле довательно, жили первобытные улалинцы, скорее всего, где-то в промежутке между двумя большими оледенениями, в межлед никовое время. Историкам Сибири было от чего испытать волнение: самые ранние, из вестные до сих пор остатки человеческой деятельности в Сибири имели возраст не более 21 тысячи лет. Теперь же сроки оби таемости сибирской земли удлинены в 10 раз! А может быть, и еще больше? Улалинские находки имеют и более широ кое значение как «документы» самого нача ла не только местной, но и всемирной исто рии. В самом деле, раньше привыкли думать, что Сибирь была с глубочайшей древности безлюдной пустыней, что первобытный че ловек мог освоить только южные области планеты. Теперь же оказалось, что уже в эти отдаленнейшие времена, спускаясь по предгорьям и горным долинам Алтая, он проник до тех мест, где ныне стоят Омск и Новосибирск. Ему оставалось, кажется, сделать еще одно усилие, и он зашагал бы по Западно-Сибирской низменности вдаль, куда глаза глядят... Но, может быть, человеку помешало мо ре, которое плескалось там, на равнине. Может быть, как и предполагают геологи, древние ледники преградили, запрудили сток великих рек Азии —Оби и Енисея,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2