Сибирские огни, 1973, №11

Самые ранние, известные науке каменные орудия первобытного человека были найде­ ны в далекой от нас Африке, затем их об­ наружили в Западной и Восточной Европе, наконец, на юге Азии, в Индонезии. И все они представляют собой такие же, как^ на Улалинке, булыжники, лишь частично обра­ ботанные грубой оббивкой. Половина, или даже две трети таких камней сохраняют первоначальную галечную поверхность. Она снята только на рабочем конце орудия, на самом его лезвии. Если лезвие оббито только с одной сто­ роны, изделие называется чоппером, бук­ вально «сечкой». Если с обеих противопо­ ложных сторон — чоппингом. Булыжник, впервые найденный на Ула­ линке, был обработан как чоппер. Вместе с тем, когда начались раскопки Улалинского холма в Горно-Алтайске, когда в наших руках оказались уже не единич­ ные обработанные камни, а целые десятки и даже сотни (более 600 таких галечных первоорудий!), мы увидели, что многое здесь все-таки было иным, чем в Африке или Европе. Как оказалось, даже в те далекие, пер- вобытнейшие времена мастера Улалинки работали во многом по-своему. Самым неожиданным было то, что здесь тяжелые кварцитовые гальки раскалыва­ лись каким-то неизвестным нам «хитрым» способом. На них не было заметно харак­ терного «ударного бугорка», который обра­ зуется на сколотой поверхности в месте при­ ложения силы удара. И что еще любопыт­ нее, эги плоские кварцитовые «лепешки», как мы их окрестили, нередко имеют стран­ ный красноватый оттенок. Так выглядят сейчас камни, обожженные на огне. При раскопках мы наткнулись вдруг на огромный камень, даже не булыжник, для этого он слишком велик, а настоящий ва­ лун с красными пятнами на его поверхно­ сти. Присмотревшись к нему поближе, уви­ дели, что с этой глыбы были сколоты или сняты крупные осколки, отщепы необычной величины. Следовательно, сняты они не си­ лой человеческой руки, как это наблюда­ лось в других местах, а скорее всего силой огня! И тут мы вспомнили, что сравнительно недавно, каких-нибудь сто-двести лет тому назад, этнографы, исследователи жизни и культуры наиболее отсталых племен, на­ блюдали подобный огневой способ расщеп­ ления камня. Раскаленные валуны и булыж­ ники определенных пород бросали реку, озеро или поливали холодной водой. Ка­ мень разлетался на куски, которые затем уже нетрудно было подвергнуть дальней­ шей, более детальной обработке. Увлеченные идеей, неожиданно пришед­ шей нам в голову, мы разожгли костер. На­ грели в нем камень, извлеченный из того же Улалинского холма, и бросили в Ула- линку. Камень расщепился почти на такие же «лепешки», какие мы выкапывали из нашей траншеи. Так Улалинский холм раскрыл нам сек­ реты древнейших мастеров обработки кам­ ня. Они, эти первые мастера Алтая и Сибири, оказывается, не только были знакомы с ог­ нем, не только согревали свое дрожащее от зимних холодов тело у костра, но и су­ мели обуздать силу огня, направить ее на изготовление орудий труда. Труд и ум человека —вот та могучая сила, которая торжествовала здесь на заре истории свою победу над слепыми силами природы, над стихией огня. Печать своеобразия, собственной выдум­ ки и умелого использования возможностей, которые скрывались в диком камне, лежит здесь и на всем наборе каменных инстру­ ментов. Так, например, нигде более, как на Улалинке, мы не видели таких загадочных скребел с маленькими, но очень тщательно обработанными выступами и выемками. Нам неизвестны находки подобных орудий в других местах. Мы не знаем, как и для чего они употреблялись. Ясно одно —это собственное изобретение первобытных «ула- лиицев» и никого другого. Когда же трудились безвестные мастера на Улалинском высоком холме, какой живот­ ный и растительный мир открывался с не­ го в те далекие времена? Судя по примитивности техники обработ­ ки камня и по грубости самих орудий, они были изготовлены в подлинно первобытные времена, когда на земле еще жил хорошо известный каждому образованному челове­ ку яванский питекантроп, «обезьяночеловек прямоходящий», а также другие, близкие к нему по уровню развития, наши предки. Та­ кие, которых принято называть «архантро- пами». В те времена на земле не было еще да­ же неандертальцев, «палеонтропов». Сло­ вом, нашим горноалтайским замечательным находкам не менее 150—200 тысяч лет, сле­ довательно, жили первобытные улалинцы, скорее всего, где-то в промежутке между двумя большими оледенениями, в межлед­ никовое время. Историкам Сибири было от чего испытать волнение: самые ранние, из­ вестные до сих пор остатки человеческой деятельности в Сибири имели возраст не более 21 тысячи лет. Теперь же сроки оби­ таемости сибирской земли удлинены в 10 раз! А может быть, и еще больше? Улалинские находки имеют и более широ­ кое значение как «документы» самого нача­ ла не только местной, но и всемирной исто­ рии. В самом деле, раньше привыкли думать, что Сибирь была с глубочайшей древности безлюдной пустыней, что первобытный че­ ловек мог освоить только южные области планеты. Теперь же оказалось, что уже в эти отдаленнейшие времена, спускаясь по предгорьям и горным долинам Алтая, он проник до тех мест, где ныне стоят Омск и Новосибирск. Ему оставалось, кажется, сделать еще одно усилие, и он зашагал бы по Западно-Сибирской низменности вдаль, куда глаза глядят... Но, может быть, человеку помешало мо­ ре, которое плескалось там, на равнине. Может быть, как и предполагают геологи, древние ледники преградили, запрудили сток великих рек Азии —Оби и Енисея,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2