Сибирские огни, 1973, №10

Если вспомнить сегодня далекие двадцатые годы, что было характерно для науки и ученых того времени? Эти годы становления Советской власти, организации Советского государства, помню сначала в Казани, а с двадцать первого года — в Москве, когда я был студен­ том, Сегодня приятно отмечать, что с самого начала передовая русская интеллигенция пошла за Советской властью. Наши ведущие ученые установили прямые связи с руко­ водителями молодого Советского государства —• с В. И. Лениным и его ближайшими помощниками. Немало крупнейших ученых того времени побывало у Ленина — они всегда получали от него огромную поддержку и воодушевление. Крупнейший в то вре­ мя ученый — математик Стеклов, вице-президент Академии наук, побывав у Ленина, поставил перед ним много вопросов развития науки. Об этом визите Ленин с большим удовлетворением говорил, что с такими учеными, будь их побольше, было бы легче стро­ ить новое государство. Это была эпоха, когда начинались многие крупные организационные мероприятия. Наши выдающиеся ученые Чаплыгин и Жуковский создали первый аэродинамический институт (ЦАГИ), в котором начал свою деятельность знаменитый академик Туполев, создатель наших лучших самолетов. В эту же эпоху начинал свою деятельность конст­ руктор ракетной техники Королев, создавал свою школу академик Лазарев. Из этой школы вышли многие академики, которые приняли активное участие в создании атом­ ной энергетики. В эти же годы начала формироваться першая в СССР крупная математическая школа —школа Лузина, так называемая «Лузитания», которая дала нашей стране круп­ нейших математиков. Это была весьма своеобразная научная школа. Я лично очень многое получил из общения с самим Лузиным и со многими его учениками. _ Сегодня масштаб другой, людей больше, сил больше, но все же тот опыт, кото­ рый накоплен в первые послереволюционные годы, и сегодня может быть очень полезен. Одна из особенностей тех лет — это кооперация ученых разных специальностей для решения многих возникавших тогда организационных и научных вопросов. Уже тогда были проблемы, недоступные представителям одной специальности. Эта тенденция — объединять ученых разных направлений — сегодня особенно широко используется в Советском Союзе. С самого начала организации Сибирского отделения этот принцип был также положен в основу его работы. Мы имеем здесь набор почти всех главных направлений современной науки. — Какие примеры содружества с учеными других республик вы назвали бы, как самые примечательные? Какова роль такого содружества? — Сейчас, в эпоху научно-технической революции, когда количество ученых, ко­ личество публикаций растет, так же, как и количество новых направлений, быть в курсе дела, читать все работы практически невозможно. И в этом смысле сегодня особое зна­ чение имеют личные контакты. Именно этим объясняется огромное количество совеща­ ний, конференций, симпозиумов, съездов. Нам, находящимся достаточно далеко от Москвы, эти контакты особенно важны. У Сибирского отделения давно установились очень тесные научные деловые связи с ближайшими к нам союзными республиками, прежде всего с Казахстаном, Узбекис­ таном. О наших филиалах в Якутии и Бурятии я не говорю — они входят в состав Си­ бирского отделения. С Казахстаном у нас общие интересы по математике, экономике, химии, истории. Давняя дружба связывает нас с Украиной, с институтом Патона — крупнейшим, ведущим институтом Советского Союза по сварке. Мы внедрили там разработанный у нас метод сварки взрывом и даже отпустили туда из Института гидродинамики прек­ расного работника В. М. Кудинова. Он поехал туда кандидатом, а сейчас уже док­ тор, у него большая лаборатория, много молодежи. Контакт с институтом Патона поз­ волил работам, которые были сделаны в Сибири, дать очень широкий размах на Укра­ ине и по всему Советскому Союзу. Патон не остался в долгу — он многое сделал для решения насущных проблем техники Севера. Очень тесная и давнишняя связь у нас с Грузией. Первый ректор Новосибирского университета академик И. Н. Векуа сейчас является президентом Грузинской Акаде­ мии, главой грузинской науки. Ряд наших учеников работают у него. Эти примеры можно было бы продолжить и по другим республикам. Контакты с практиками из других республик, с их техническими и практическими интересами дают двойной успех: мы приносим пользу, но и нам от этого польза не меньшая. Знакомство с новыми проблемами, с новыми условиями приводит к новым интересным научным за­ дачам, а для роста молодых ученых, молодежи особенно важно давать задачи не слу­ чайные, не задачи ради задач, а задачи, связанные с жизнью, промышленностью, с на­ родным хозяйством. Этому принципу мы .следовали с самого начала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2