Сибирские огни, 1973, №10
и скромные, все-таки были настолько серьезными, что требовали к Сибири особого вни мания. В Сибири и ранее добывалось много полезных ископаемых, но било ясно, что перспективы тут огромные и получать от Сибири можно гораздо больше. В этот период начиналось также строительство гидроэнергетических гигантов, на Камчатке начали проектировать термальные электростанции для использования внут реннего тепла Земли и т. д. Задачи, которые были поставлены по развитию Сибири, требовали существенного усиления сибирского научного потенциала. В Сибири, в главных ее центрах (Новосибирск, Иркутск, Владивосток) уже сущест вовали филиалы Академии наук СССР, но эти филиалы были слабо оснащены кадрами, оборудованием и носили больше региональный характер, связанный с узкой проблема тикой данного города, данной области. Новое планируемое тогда развитие Сибири тре бовало существенно другого масштаба и размаха научных исследований для того, что бы не только решать частные задачи, но иметь возможность шире прогнозировать и планировать развитие этого богатейшего огромного края. И вот группа ученых разных специальностей вошла в партийные органы, в прави тельство с предложением о создании новой научной организации —Сибирского отделе ния Академии наук с центром в одном из крупных индустриальных городов Сибири (тогда еще не было определено, что это будет Новосибирск). Ставилась задача, чтобы эта новая организация вобрала бы в себя талантливую молодежь из столицы и других научных центров. Партия и правительство горячо откликнулись на предложение ученых. Нам были предоставлены исключительные возможности организовать новый научный центр так, как мы считал'и более рациональным. Нам были отпущены крупные средства, были пре доставлены места для избрания в академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР зрелых и молодых ученых, которые выразили желание поехать на постоянную ра боту в Сибирь. Было принято постановление, по которому любой молодой ученый, вы разивший желание переехать к нам, независимо от занимаемой им должности и места работы, должен быть отпущен (в порядке перевода) в Сибирь. Нам было дано много других привилегий и преимуществ, которые содействовали скорейшему становлению нового научного предприятия и которыми мы сумели воспользоваться. Сегодня можно сказать с удовлетворением, что опыт, который был поставлен, ока зался весьма удачным. Сейчас Сибирское отделение представляет из себя научную ор ганизацию, которая может конкурировать в отдельных случаях как с лучшими коллек тивами исследователей Советского Союза, так и с крупнейшими научными организация ми за рубежом. Успехами, которых достигло Сибирское отделение, мы обязаны главным принци пам, заложенным в самом начале, при организации отделения. Первое — объединение сил для решения больших научных проблем. Второе —установление тесной связи с про мышленностью с тем, чтобы новые научные открытия возможно быстрее передавать в производство. И, наконец, третье —проблема подготовки научных кадров. Одновременно с организацией Сибирского отделения здесь был создан универси тет —учебное заведение особого профиля. Студент нашего университета с самого нача ла тесно общается с наукой сегодняшнего дня. Многие, кончившие наш университет, сегодня уже стали самостоятельными учеными, среди них есть даже члены-корреспон денты Академии наук СССР. Это, конечно, исключительная редкость — в столь корот кий срок подготовить человека до такого выдающегося положения в науке. Большое значение придавалось также активному отбору талантливой молодежи. Кого учить, чему учить, как учить —эта проблема стоит не только у нас, но и во всем мире и продолжает оставаться исключительно актуальной. Эксперименты, которые ве дутся у нас, интересуют очень многих. За прошлый год в Академгородке побывало бо лее двух тысяч зарубежных гостей, и большинство, наряду с вопросами по науке и тех нике (а иногда и в первую очередь), ставило вопросы по проблеме подготовки и воспи тания кадров. Когда нужна специализация, нужно ли всему учить равномерно или нуж но приспосабливаться к индивидуальности учащихся,— вот что сейчас особенно остро дискутируется. В этом отношении полученные у нас результаты представляют значи тельный интерес, и есть уверенность, что имеющийся задел будет развиваться. О сегодняшнем состоянии Сибирского отделения и перспективах его дальнейшего развития скажу следующее. То, что мы имеем, что нас удовлетворяло и что нам пред ставлялось завершающим успехом 15 лет назад, сегодня нас уже не устраивает. Сей час нужно серьезно подумать о том, как дальше развивать научные учреждения Сиби ри в соответствии с накопленным опытом и с учетом тех трудностей, которые возникли и которые сильно возросли за последние годы. Одна из основных трудностей —■это болезнь роста. Мы .выросли чересчур быстро дальнейший роет такими темпами пойдет уже не на пользу, а во вред. Это большая’ проблема, которая потребует серьезных размышлений и, вероятно, довольно серьезной реконструкции всего стиля нашей работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2