Сибирские огни, 1973, №10

и скромные, все-таки были настолько серьезными, что требовали к Сибири особого вни­ мания. В Сибири и ранее добывалось много полезных ископаемых, но било ясно, что перспективы тут огромные и получать от Сибири можно гораздо больше. В этот период начиналось также строительство гидроэнергетических гигантов, на Камчатке начали проектировать термальные электростанции для использования внут­ реннего тепла Земли и т. д. Задачи, которые были поставлены по развитию Сибири, требовали существенного усиления сибирского научного потенциала. В Сибири, в главных ее центрах (Новосибирск, Иркутск, Владивосток) уже сущест­ вовали филиалы Академии наук СССР, но эти филиалы были слабо оснащены кадрами, оборудованием и носили больше региональный характер, связанный с узкой проблема­ тикой данного города, данной области. Новое планируемое тогда развитие Сибири тре­ бовало существенно другого масштаба и размаха научных исследований для того, что­ бы не только решать частные задачи, но иметь возможность шире прогнозировать и планировать развитие этого богатейшего огромного края. И вот группа ученых разных специальностей вошла в партийные органы, в прави­ тельство с предложением о создании новой научной организации —Сибирского отделе­ ния Академии наук с центром в одном из крупных индустриальных городов Сибири (тогда еще не было определено, что это будет Новосибирск). Ставилась задача, чтобы эта новая организация вобрала бы в себя талантливую молодежь из столицы и других научных центров. Партия и правительство горячо откликнулись на предложение ученых. Нам были предоставлены исключительные возможности организовать новый научный центр так, как мы считал'и более рациональным. Нам были отпущены крупные средства, были пре­ доставлены места для избрания в академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР зрелых и молодых ученых, которые выразили желание поехать на постоянную ра­ боту в Сибирь. Было принято постановление, по которому любой молодой ученый, вы­ разивший желание переехать к нам, независимо от занимаемой им должности и места работы, должен быть отпущен (в порядке перевода) в Сибирь. Нам было дано много других привилегий и преимуществ, которые содействовали скорейшему становлению нового научного предприятия и которыми мы сумели воспользоваться. Сегодня можно сказать с удовлетворением, что опыт, который был поставлен, ока­ зался весьма удачным. Сейчас Сибирское отделение представляет из себя научную ор­ ганизацию, которая может конкурировать в отдельных случаях как с лучшими коллек­ тивами исследователей Советского Союза, так и с крупнейшими научными организация­ ми за рубежом. Успехами, которых достигло Сибирское отделение, мы обязаны главным принци­ пам, заложенным в самом начале, при организации отделения. Первое — объединение сил для решения больших научных проблем. Второе —установление тесной связи с про­ мышленностью с тем, чтобы новые научные открытия возможно быстрее передавать в производство. И, наконец, третье —проблема подготовки научных кадров. Одновременно с организацией Сибирского отделения здесь был создан универси­ тет —учебное заведение особого профиля. Студент нашего университета с самого нача­ ла тесно общается с наукой сегодняшнего дня. Многие, кончившие наш университет, сегодня уже стали самостоятельными учеными, среди них есть даже члены-корреспон­ денты Академии наук СССР. Это, конечно, исключительная редкость — в столь корот­ кий срок подготовить человека до такого выдающегося положения в науке. Большое значение придавалось также активному отбору талантливой молодежи. Кого учить, чему учить, как учить —эта проблема стоит не только у нас, но и во всем мире и продолжает оставаться исключительно актуальной. Эксперименты, которые ве­ дутся у нас, интересуют очень многих. За прошлый год в Академгородке побывало бо­ лее двух тысяч зарубежных гостей, и большинство, наряду с вопросами по науке и тех­ нике (а иногда и в первую очередь), ставило вопросы по проблеме подготовки и воспи­ тания кадров. Когда нужна специализация, нужно ли всему учить равномерно или нуж­ но приспосабливаться к индивидуальности учащихся,— вот что сейчас особенно остро дискутируется. В этом отношении полученные у нас результаты представляют значи­ тельный интерес, и есть уверенность, что имеющийся задел будет развиваться. О сегодняшнем состоянии Сибирского отделения и перспективах его дальнейшего развития скажу следующее. То, что мы имеем, что нас удовлетворяло и что нам пред­ ставлялось завершающим успехом 15 лет назад, сегодня нас уже не устраивает. Сей­ час нужно серьезно подумать о том, как дальше развивать научные учреждения Сиби­ ри в соответствии с накопленным опытом и с учетом тех трудностей, которые возникли и которые сильно возросли за последние годы. Одна из основных трудностей —■это болезнь роста. Мы .выросли чересчур быстро дальнейший роет такими темпами пойдет уже не на пользу, а во вред. Это большая’ проблема, которая потребует серьезных размышлений и, вероятно, довольно серьезной реконструкции всего стиля нашей работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2