Сибирские огни, 1973, №10

В Новосибирской области имеется 49 отраслевых и проектных институтов, зани­ мающихся проблемами промышленности, сельского хозяйства, строительства. Общая численность научных работников в этих институтах превышает 5500 человек. Таким о разом, отраслевые и проектные институты Новосибирской области являются хоро­ шей базой для прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и про­ ектных работ, осооенно технического и сельскохозяйственного профиля. Однако планы научно-исследовательских работ зачастую выполняются лишь на три четверти. Главная причина эгог® — в недостаточной мощности производственной базы институтов. Укрепление связи между отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями и их сотрудничество при выполнении научно-исследовательских и экспериментальных работ затруднены тем, что отраслевые и проектные институты, с одной стороны, и промышленные предприятия—с другой, финансируются из раз­ личных источников и управляются, в основном, различными министерствами и ведом­ ствами. Для преодоления этой трудности необходимы совместные усилия руководите­ лей институтов и предприятий, партийных и советских органов. Анализ тематического плана научно-исследовательских работ отраслевых НИИ пока­ зывает, что темы по автоматизации производства занимают в нем только 20%, по но­ вым технологическим процессам —- 24%, реконструкции и повышению мощностей предприятии 0,8/о, разработке автоматических систем управления производством, ликвидации тяжелого ручного труда, контролю потерь времени — 0,2%. Отсюда следу­ ет, что целый ряд актуальных проблем еще не стал предметом научных исследований. Рассмотрим некоторые проблемы внедрения, связанные со спецификой промышлен­ ных предприятии. В конце 1970 г. на предприятиях Сибири была распространена анкета, в которой был поставлен ряд вопросов, направленных на выяснение причин, сдерживающих внед­ рение новой техники и технологии. Опросом было охвачено более ста директоров за­ водов н НИИ, руководителей организаций или их заместителей. Приведем наиболее ин­ тересные вопросы и ответы. ВОПРОС: Если все разработки, предложенные вашему предприятию (учреж­ дению, ведомству) за последние 10 лет, принять за 100, то какой процент из них (при­ мерно) не внедрен? Большинство руководителей назвали цифру 50—60 процентов. При этом глазным тормозом продвижения разработок в практику была названа относительная слабость заводских исследовательских служб, их неспособность завершить каждую разработку. ВОПРОС: — Считаете ли вы достаточным ежегодный объем фонда технического развития, которым располагает ваше предприятие? Подавляющее большинство опрошенных дало отрицательный ответ. Недоста точ­ ный объем соответствующих ассигнований особенно остро проявляется при реализации крупных разработок, требующих значительных затрат на перестройку технологического процесса. В перспективе, с увеличением потребностей предприятий в новой технике, не­ обходимость роста объема фондов технического развития будет чувствоваться еще более остро. — Какое звено предприятия можно считать наиболее узким местом в деле внедрения? Около 70% опрошенных наиболее слабым звеном считают подготовку производст­ ва, остальные 30% — конструкторскую службу. Некоторое удивление вызывает то, что никто из опрошенных даже не упомянул технологическую службу. Между тем, наш анализ работы отдельных предприятий показывает, что она является едва ли не самым слабым звеном цепи «наука —производство». Обследование показало, что в Новосибирской области на промышленных пред­ приятиях имеется 206 лабораторий, 13 отделов главного конструктора, 25 конструк­ торских бюро, 27 опытно-экспериментальных участков и баз, однако численность их исследовательского персонала очень мала и колеблется от 1 до 15% промышленно­ производственного персонала. Недооценка роли этих подразделений предприятий су­ щественно тормозит продвижение научных идей в практику. Слабость исследовательской и опытно-экспериментальной базы, непрочность свя- )ей между звеньями единого научно-производственного цикла на предприятиях шляются главными причинами, замедляющими внедрение научных разработок в нро- 1зводство. На практике особенно ощущается несбалансированность конструкторского I технологического звеньев. В машиностроении, например, на одного технолога, отве- .ающего за запуск в производство новых изделий, приходится 5—6 конструкторов. 1оэтому квалифицированная технологическая подготовка производства новых изделий |ередко подменяется составлением грубой «маршрутки». Особое значение для ускорения внедрения достижений науки в производство име- т подготовка кадров, прежде всего научно-прикладного профиля. Среди конструкто- юв обследованных нами заводов Новосибирска рядом с каждыми четырьмя инжене- ами, имеющими вузовские дипломы, работают еще четверо, окончивших лишь тех- икум, и один практик; у технологов на трех дипломированных инженеров прихо- ится пятеро окончивших техникумы и один практик. Не хватает также кадров выс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2