Сибирские огни, 1973, №10

ничиться своими местными (кстати, великолепными, с точки зрения природных предпо­ сылок) курортами и т. п. Однако такая рекомендация не учитывает сразу двух обстоя­ тельств Во-первых, вариант региональной замкнутости индивидуальных общении сра­ зу же ставит сибиряков и дальневосточников в проигрышное положение по сравнению с получающими тот же доход (а, значит, выполняющими тот же по количеству и каче­ ству труд) жителями запада. Ибо для последних никакой региональной замкнутости не предусматривается: за сравнительно скромную сумму в пределах 35 рублей авиаци­ онного тарифа они регулярно могут посещать ведущие культурные центры, столицы большинства союзных республик, лучшие курорты страны и т. п. В зоне доступности жителя европейской части оказывается территория с тремя четвертями населения СССР, в последние же годы у него возросла возможность регулярного посещения и социалис­ тических стран. Второе обстоятельство, которое обычно не учитывается в варианте региональной замкнутости,—это самый смысл и цель индивидуального межрайонного общения, его роль в условиях научно-технической революции. Смысл этот отнюдь не в простом «бегстве» на природу—для подобной «цели» при нормальном состоянии транспорта и сферы обслуживания хватило бы и двух выходных дней, регулярно проводимых в пригородной зоне. Межрайонное движение населения преследует фактически цель уни­ версализации человеческого общения, участия человека в максимально разносторонней культурной жизни. В условиях научно-технической революции интенсификация общения становится необходимым условием воспроизводства действительно «современной» и отвечающей всем требованиям рабочей силы. Поэтому существование целой группы районов, ориен­ тированных на локально ограниченную систему индивидуальных общений, не может рассматриваться как удовлетворительный вариант — ни с точки зрения самих этих районов, ни с точки зрения государственных интересов, заключающихся во всемерном ускорении научно-технического прогресса. Меры по снижению пассажирских транспортных тарифов не обязательно связаны с большими дополнительными затратами для государства и мотут .первоначально свестись к такому упорядочению авиатарнфов, которое бы учитывало высокие постоян­ ные и не зависящие от расстояния расходы воздушного транспорта, т. е. к устранению фактически существующей в настоящее время несправедливости именно для населе­ ния восточных районов. Незначительное увеличение авиатарифов на линиях неэластич­ ного спроса в европейской части страны создало бы при этом возможности для финан­ сового равновесия всей отрасли. Исключительно важную роль в формировании современных миграций играет также фактор урбанизации. Сложившееся соотношение этих двух процессов таково, что в боль­ шинстве случаев миграция выступает как «поверхностная видимость» механического дви­ жения населения, его пространственная форма, урбанизация же — как глубинная сущ­ ность, социальное содержание. В частности, подавляющая часть наблюдаемых переселен­ ческих потоков «обслуживает» основное направление миграционного процесса — из де­ ревни в город, а также из малых городов в средние и большие. Миграция, которую принято рассматривать как форму «горизонтальной» (т. е. не связанной с изменением социального статуса) социальной мобильности, является на деле лишь скрытой, неявной формой вертикальной социальной мобильности. Как пра­ вило, она сопровождается повышением уровня жизни индивида, которое и образует действительный стимул и побудительный мотив переселения. К этому следует добавить, что подвижность населения приобретает важное значе­ ние в условиях научно-технической революции, когда заметно усиливается действие объективного закона перемены труда, включающего в ряде случаев и требование пе­ ремены места жительства. В итоге всей массы переселений повышается удовлетворе­ ние потребностей в таких жизненных условиях, которые локально связаны с опреде­ ленными районами, городами и местностями. Эффективным методом содействия этой тенденции может служить создание об­ ширных условий децентрализованных систем регионального расселения (урбанизиро­ ванных районов) на базе существующих крупных городов. Это позволяет, с одной сто­ роны, использовать преимущества пространственной концентрации, продолжающие притягивать к большим городам новые предприятия и все более многочисленное насе­ ление, и, с другой стороны, избежать многих отрицательных последствий их хаотическо­ го скопления на жестко ограниченной компактной территории самих городских цент­ ров. Все изложенное имеет самое прямое отношение к проблеме освоения востока и привлечения в новые районы дополнительных контингентов населения. Если допустить, что миграция в настоящее время в значительной степени обслуживает процесс урбани­ зации, то естественно поставить и такие вопросы: можно ли использовать данную тен­ денцию при формировании трудовых ресурсов Сибири и Дальнего Востока? Какая градостроительная политика будет способствовать ускоренному развитию этих районов? На поставленные вопросы можно ответить следующим образом. Общее направле­ ние урбанизационного процесса таково, что в ходе его непрерывно осуществляется пе­ реход от низших форм расселения к высшим (от деревни к городу, от малых и сред­ них городов — к большим и, наконец, от больших городов —■к агломерациям и урбани-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2