Сибирские огни, 1973, №10
В качестве примера приведем задачу, Которая решалась для районов нового про мышленного освоения Тюменской области. Вопрос ставился так: что экономически вы годнее с точки зрения всего народного хозяйства (а не отдельной отрасли или пред приятия) — 3 тысячи рублей или 9 тысяч рублей капитальных вложений на обустрой ство одного работника? По первому варианту предусматривалась значительная эконо мия прямых затрат на трудовые ресурсы, зато высокая приживаемость населения не могла быть обеспечена. При втором варианте приживаемость населения, благодаря увеличению прямых затрат на создание благоприятных жизненных условий, повысит ся, следовательно,, сократятся и затраты обратной связи. Причем это сокращение пе рекрывает дополнительные прямые затраты на обустройство работников, а совокуп ные затраты на воспроизводство трудовых ресурсов снижаются. В итоге второй вари ант оказывается экономически более эффективным, чем первый. Стимулирующее значение платы (взносов) предприятий за трудовые ресурсы сос тоит в следующем. Если ее размеры поставить в зависимость от величины совокупных затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, то предприятие может сократить эти затраты только путем повышения приживаемости своих работников, т. е. посредст вом дополнительных прямых затрат на улучшение их жизненных условий. Для этого уже не понадобится указаний «сверху». Плата (взносы) предприятий за трудовые ресурсы, в основе которой лежит величи на прямых затрат на их воспроизводство, предполагает учет дефицитности ресурсов тру да в районе. Поэтому предприятие будет стремиться к выполнению производственной программы с минимальной численностью работников. Это будет достигаться как путем прямого высвобождения излишних работников, так и за счет повышения технического и организационного уровня производства. Причем в этих условиях техническая полити ка министерств и ведомств будет более жестко определяться региональной трудо- обеспеченностью. Введение платы (взносов) предприятий за трудовые ресурсы, несомненно, будет способствовать смыканию индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Конкретно это будет выражаться в следующем. Во-первых, усилия предприятий, нап равленные на повышение приживаемости работников, будут сопровождаться повышени ем жизненного уровня трудящихся, что отвечает их личным интересам. Во-вторых, поскольку плата (взносы) за трудовые ресурсы будет.находиться в прямой зависимо сти от величины совокупных затрат на их воспроизводство, то всякое снижение пос ледних поведет к увеличению прибыли, оставляемой у предприятия, что отвечает кол лективным интересам. В-третьих, снижение совокупных затрат на воспроизводство тру довых ресурсов путем повышения приживаемости населения, технической вооруженно сти производства, высвобождения излишней численности работников будет способст вовать повышению народнохозяйственной эффективности общественного производства. МИГРАЦИЯ И ГОРОДА (Из статьи кандидата экономических наук О. С. Пче- линцева «О формировании трудовых ресурсов Си бири и Дальнего Востока») Миграционное движение образует специфический регулятор расселения, то еагь размещения главной производительной силы общества, и с этой точки зрения масшта бы и итоги межрайонного переселения приобретают важное значение для оценки обще го направления пространственных сдвигов экономической деятельности. В настоящее время преобладает тенденция к оттоку трудовых ресурсов из восточных районов в за падные и, особенно, южные части страны. Из западных районов только Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Закавказский и Белорусский имели в миграционном обмене с Сибирью ,и Дальним Востоком отрица тельное чистое сальдо, да и то весьма незначительное (для Белоруссии, на.прнмер, 744 че ловека за 7 лет), все же остальные усиленно пополняли свое население за счет наиме нее освоенных и трудодефицитных частей страны. Причины такого положения не раз анализировались в нашей экономической и со циологической литературе. По существу, речь идет о явно неблагоприятном для Сиби ри и Дальнего Востока распределении реальной заработной платы и общественных фондов потребления, вступившем в противоречие с задачей ускоренного развития этих районов. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хо зяйства СССР на 1971—1975 гг. подчеркнута необходимость создания условий для зна чительного притока населения в районы Дальнего Востока я Восточной Сибири и зак репления кадров в этих районах, развития опережающими темпами жилищно-бытового и социально-культурного строительства. Решение данной задачи предполагает разра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2