Сибирские огни, 1973, №10
На первый взгляд, те разделы книги П. Бугаенко, в которых идет речь о самых ранних этапах развитиях советской литера туры (движение Пролеткульта, футуризм), имеет лишь историко-литературное значение. В действительности это далеко не так. В последнее время советское литературо ведение уделяет, много внимания проблеме творческой индивидуальности художника. Появляются интересные и значительные ра боты, в которых разбираются не только про изведения того или иного писателя, но, для лучшего их понимания, привлекаются мате риалы творческой биографии художника, анализируются обстоятельства формирова ния замысла и т. д. Короче, исследования становятся более многомерными, много аспектными. Уже на заре* советского культурного стро ительства Луначарский понимал явную од носторонность левацких заявлений идеоло гов Пролеткульта о том, что «личность ав тора —это не больше как отрыжка индиви дуалистического подхода к искусству». Критические статьи Луначарского о наи более значительных явлениях ранней совет ской прозы (Л. Леонов, Л. Сейфуллина, А. Яковлев и др.) убеждают, как важно бы ло для него индивидуальное своеобразие ав торской позиции, принципов художественно го отражения революционной действительно сти. Один из излюбленных пунктов нападок буржуазных советологов на нашу литерату ру состоит в том, что она якобы уже по са мой своей общественной природе обречена на конформизм. Книга П. Бугаенко убеж дает, что уже с самого начала партийное и государственное руководство литературой было направлено на создание условий для ее развития по пути художественного мно гообразия. Ясно, что в обществе, где господствует од на, коммунистическая идеология, самые раз личные художественные принципы должны иметь единую методологическую основу. Критическое отношение Луначарского к та ким художникам, как Б. Пильняк, Б. Замя тин, отчетливо напоминает нам об этом. . По-своему поучительной сегодня выглядит и история отношения Луначарского к футу ризму. Как известно, футуристы одними из первых провозгласили политическое призна ние Советской власти,— и произошло это в ту пору, когда многие старые мастера нахо дились в состоянии растерянности или по пали во власть оппозиционных настроений. Поэтому на первых порах Луначарский не считал целесообразным выступать с крити кой футуризма в целом. Представляется, что автору стоило не сколько точнее сказать об известных уступ ках Наркома футуризму, который даже на чал объявлять себя «государственным ис кусством» и претендовать на монопольное право быть выразителем идей революции. Известно, что уступки Луначарского вызы вали критику со стороны Ленина («Луна чарского сечь за футуризм»). Но, как это убедительно показано в кни ге, несомненной заслугой Луначарского является постоянное отстаивание преемст венности в развитии культуры. Критик-ком мунист видел беспочвенность попыток сози дания некоего «абсолютно» нового искусст ва на дымящихся развалинах искусства «буржуазного». Луначарский точно диагно стировал «детскую болезнь» левизны в ис кусстве, держал наготове «ложку противо ядия» (так называлась одна из его полеми ческих статей). «...Преемственность культуры есть органи ческая черта ленинизма»,— убежденно заяв лял Нарком просвещения. То, что аксиомой является для нас сегод ня, было не только не бесспорно в глазах некоторых слишком решительных сторонни ков нового, но и выглядело как ошибка, как интеллигентски-либеральная дань проклято му прошлому. С каким блеском и изящест вом, с каким сарказмом защищал Луначар ский свои — в этом вопросе последовательно ленинские позиции! «Если бы руководящие круги русской революции пожелали всту пить на другой путь, то следует назначить другого Народного комиссара по просвеще нию, который смог бы въехать на белом... впрочем, на красном коне, упразднить уни верситеты и заставить смолкнуть на кон цертах несчастных буржуев Бетховена, Шуберта, Чайковского, распорядившись иг рать всюду один только '«гимн» (не «Боже, царя храни», а «Интернационал», конечно, пожалуй, с вариациями»). Много внимания П. Бугаенко уделяет в своей книге борьбе Луначарского с форма лизмом и вульгарным социологизмом, ка стовостью рапповскою руководства, пре словутым лозунгом «союзник или враг», на правленным против художественной интел лигенции, стремившейся не без колебаний и противоречий, но искренне постичь правду революции. Особо надо выделить главу «Критик и писатель», в которой, пожалуй, впервые с такой полнотой воссоздается бо гатая и не лишенная сложностей история взаимоотношений Луначарского и Горького. Вообще, надо сказать, важная особенность П. Бугаенко как исследователя— это стрем ление не обходить острых углов, объяснять самые сложные, запутанные вопросы. Говорится в книге и об индивидуально- стилевом своебразии Луначарского-критика. В частности, отмечается «устность» многих его статей, черты их импровизационности. Но, как и в других работах о критиках, вопросам стиля и языка, композиции, взаи мосвязи логически-научного и художествен но-образного начал в критике и различным формам их соотношения все же уделяется пока недостаточно внимания. Если крити ка —особый синтез науки и .искусства, то и разобраться в ее природе крайне важно. В начале монографии П. Бугаенко содер жится обстоятельный обзор литературы, в котором с позиций взыскательности, объек тивности, характеризуются работы предше ственников и современников автора, занима ющихся в той же области. Теперь мы сами имеем возможность продлить этот обзор, сказав, что наука о Луначарском пополни лась одним из наиболее солидных трудов. Но значение книги П. Бугаенко шире: читатель найдет в ней много конкретного материала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2