Сибирские огни, 1973, №10
ванности в этом самих предприятий. К сожалению, действующий механизм не стиму лирует в должной мере усилия «снизу», не стимулирует широкое развертывание жи лищного и культурно-бытового строительства. В этом можно убедиться при рассмотрении действующей «Типовой методики опре деления эффективности капитальных вложений». Хотя в ней показатель экономической эффективности капиталовложений определяется по отношению ко всей совокупности затрат, в том числе и на жилищное и культурно-бытовое строительство, капитальные вложения в непроизводственную сферу выступают в них как «инородное тело». Между показателем экономической эффективности всего объема капитальных вло жений и размерами той его части, которая идет на жилищное и культурно-бытовое строительство, складывается обратная зависимость: чем больше объем последних, тем ниже показатель эффективности капитальных вложений в целом. Такая зависимость объективно толкает предприятия на экономию за счет жилищного и культурно-бытово го строительства. Главное внимание уделяется обычно вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей, а строительство жилья и культурно-бытовых объектов откладывается на более отдаленные сроки. Отсутствие экономической заинтересованности предприятий в действенном регули ровании миграционных процессов отрицательно сказывается и на народнохозяйственной эффективности общественного производства. Предприятия учитывают только те затра ты на рабочую силу, которые включаются в себестоимость продукции (оплата труда), связаны^ с капитальными вложениями в жилищное и культурное строительство с под готовкой кадров, выплатой единовременных пособий и т. п. Это охватывает далеко не всю совокупность затрат, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы. В частности, не учитываются выплаты, поступающие из общественных фондов потребления, а также огромные потери рабочего времени (национального дохода), связанные с территориаль ным перераспределением населения. Поскольку значительная часть затрат на воспроизводство рабочей силы не затраги вает интересов предприятия, последнее не учитывает в полной мере дефицитность трудовых ресурсов и не стремится в должной мере к экономии затрат живого труда. По-видимому, этим в значительной степени объясняется экономический парадокс: в трудонедостаточных районах нередко уровень технической оснащенности производства более низок, чем в районах трудообеспеченных. В результате эффективность производства невысока. Так, на Усть-Балыкском ме сторождении в Тюменской области, для эксплуатации которого был построен целый город Нефтеюганск с населением (на 15 января 1970 г.) 24,6 тысячи человек и числен ностью занятых в общественном хозяйстве около 9 тысяч человек, в 1968 году было добыто около 7 миллионов тонн нефти. Для сравнения приведем пример освоения (вер нее, его планы) американского Севера: по подсчетам американских экономистов, на крупнейшем нефтяном месторождении Аляски Прадхоу в 1975 году будет добываться около 35 миллионов тоня нефти. При этом предполагается, что общая численность заня тых составит около 4 тысяч человек. Из всего вышеизложенного следует, что необходимость создания механизма, обес печивающего экономическую заинтересованность предприятий (министерств, ведомств) в эффективном регулировании процессов воспроизводства трудовых ресурсов, давно назрела. На наш взгляд, этого можно добиться введением платы (взносов) предприятий за трудовые ресурсы, размеры которой будут определяться складывающимися в районе совокупными затратами на их воспроизводство. Под совокупными затратами мы пони маем два вида народнохозяйственных затрат, связанных с формированием, возмеще нием, движением и использованием трудовых ресурсов района. Материальной основой воспроизводства трудовых ресурсов является необходимый продукт, представляющий собой, по выражению К. Маркса, фонд жизненных средств, который необходим работнику для поддержания и воспроизводства его жизни. Основ ная часть необходимого продукта распределяется в денежной форме между работника ми по количеству и качеству затрачиваемого ими труда, т. е. в форме заработной платы. Кроме того, часть народнохозяйственных издержек на воспроизводство трудо вых ресурсов обеспечивается за счет общественных фондов потребления. Огромную роль в воспроизводстве трудовых ресурсов района играют также капитальные вложе ния в жилищное и культурно-бытовое строительство. Перечисленные народнохозяйст венные затраты на создание жизненных условий работников мы называем прямыми затратами на воспроизводство трудовых ресурсов. Величина прямых затрат определяет степень приживаемости населения, следова тельно, и размеры тех отрицательных экономических последствий, которые связаны с миграцией населения (замедление роста производительности труда в результате сме няемости кадров, потери рабочего времени при переезде работника на новое место жи тельства т. п.). Поскольку отрицательные экономические последствия миграции населе ния находятся в обратной зависимости от величины прямых затрат, мы называем их затратами обратной связи. Всякие дополнительные прямые затраты на улучшение жизненных условий вызыва ют уменьшение затрат обратной связи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2