Сибирские огни, 1973, №10

жизни казаков, местных жителей, воен­ ную технику той эпохи с знаменитым рус­ ским «огненным боем». Он изобразил пе­ строе население острога, подметив у основ­ ной его массы — казаков — уменье и вое­ вать, и строить, и хлеб сеять. Мужицкая тоска по земле, искусство пахаря свойст­ венны и главному герою. Сказы написаны хорошим, сочным язы­ ком. Если в первой юниге заметны были некоторые излишества в употреблении устаревших слов, то вторая книга почти свободна от этого недостатка. Глубоко изучив деловые документы и художест­ венную литературу той далекой эпохи, ав­ тор сумел в языке и стиле передать самое существенное для того времени, И лекси­ ка, и строение фраз — все подчинено зада­ че воссоздания исторического колорита. Можно сказать, что писателю в значитель­ ной мере удалось передать самый дух старины. Правда, не все сказы равноцен­ ны, местами чувствуется растянутость («Клятое место»), иногда попадаются пов­ торения (даже в одном из лучших ска­ зов «Ссылочный невольник»). В целом же, читатель, желающий лучше знать прошлое родного края, с интересом и пользой прочи­ тает сказы Кирилла Богдановича. А. МАЛЮТИНА. Валерий Дементьев. Великое устье. М., «Сов. Россия», 1972. Каждая содержательная и талантливая книга о современности, а значит — н о трудовом характере жизни Родины, зано­ во освежа.ет наше отношение к художест­ венной литературе как к познавательной и идейно-воспитательной силе. Такую нуж­ ную и интересную книгу предложил читате­ лям Валерий Дементьев. Опытный и извест­ ный литератор, В. Дементьев написал кни­ гу о родном «яром Севере», о своей Воло­ годчине—о «земле Заволоцкой». Справедливо сказал в предисловии к книге Сергей Залыгин, что она своеобраз­ на, что автор в ней не повторяет избитых приемов, что в книге осязаема «своя твор­ ческая линия». Тот, кто читал прежние ра­ боты Валерия Дементьева — критические и беллетристические (например, «Снас-Ка- мень»), тот может представить позицию их автора — человека с пристальным взглядом, с любовью к. великому процессу обновления жизни творческим трудом на­ рода, с развитым эстетическим вкусом. Книга «Великое устье», прямо сказать, берет читателя задушевностью повествова­ ния о земляках-вологжанах, зримостью картин обновления родного ему края. В книге нет умилительных интонаций, в ней выражено чувство удовлетворения и гор­ дости нашего современника, которому бли­ зок дух деятельности, дух созидательного труда, преобразующего жизнь. В «Вели­ ком устье» ощутим некий лирический строй, на который наводят автора, преж­ де всего, сами родные наименования края («Земля Заволоцкая»), рек и озер Заво- лочья и как бы заставляют его «удивлять­ ся, как размашисто, величаво эти слова выражают... «ощущение Севера». Само слово «Заволочье» автору представляется «счастливой находкой», и эта находка «по- особому осветила природу родной сторо­ ны, ее историю, архитектуру, народные прикладные искусства и многое другое, что определяет в конце концов творческую жизнь человека». Автор проникновенно го­ ворит о «чувстве обновления», испытывае­ мом художниками, как радости открытия давным-давно знакомых предметов и яв­ лений через Слово. В. Дементьев предстает в книге как глу­ боко заинтересованный очевидец и свиде­ тель жизни населения края. Он художест­ венно «воссоздает» в книге щедрую исто- ' рическую память народа, отложившуюся в легендах, сказаниях, сказках, в вещест­ венных свидетельствах народных умель­ цев, мастеров и зодчих. В славных трудо­ вых деяниях предков он видит подлинное бессмертие народа. Само понятие бессмер­ тия п р о в е р я е т с я нетленностью че-г ловеческих дел, созидания «Здесь, на зем­ ле». Слова о бессмертии «наполняются ре­ альным земным смыслом». Эта, отнюдь не субъективно-произволь­ ная, логика дала Валерию Дементьеву право с о п о с т а в л я т ь , а не противо­ поставлять, историю и современность, ви­ деть их не в контрасте, а в естественной преемственности. Зачарованность «далью веков» не приводит ни автора, ни читателя к слепому преклонению перед прошлым. Современность как бы вбирает животвор­ ные трудо.вые традиции из прошлого. В том-то, нам думается, и заключается .секрет книги Валерия Дементьева, что он сумел передать «сладкий дым отчизны», кажется, не уставая показывать картины родной природы, картины труда от времен «достославного Лукоморья» до нынешнего великого «устья», от Крутояра, с которого «можно обозреть даль веков», до новых жилых кварталов Вологды и новых посёл­ ков Текстильщиков, Речников, до фанерно­ го щита с плакатной схемой речных путей Сухонского и Северо-Двинского пароход­ ства, вплоть до пристани Топорня, от кото­ рой ведется линия дальше к северо-запа­ ду — к великому Волго-Балтийскому вод­ ному пути имени В. И. Ленина и до Маг­ нитки Северной Руси. В книге прославляются энтузиасты тру­ да — от народных умельцев и легендарно­ го ватажника Ляпуна до космонавта-во- логжанина Павла Ивановича Беляева, от поэта Константина Батюшкова до совре­ менного нашего скульптора Сергея Орло­ ва, с его талантом «фантастического пере­ осмысления мира») Хочется обратить внимание читателей книги «Великое устье» на образ «лириче­ ского героя» повествования, который соз­ дается как фрагментами биографических событий, начиная с детства и включая уча­ стие его в войне, так и самим «тоном» рассказа, приемом открытых суждений, размышлений повествователя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2