Сибирские огни, 1973, №10

го для поэтессы, над письменным столом которой висит репродукция с картины ху­ дожника И. И. Черного «Рожденные бу­ рей»... Лирический мир А. Баевой щедро насе­ лен людьми: мы встретим в нем и пастуха, и старую крестьянку, и мальчишек, мечта­ ющих о подвиге, и горожан, и тружеников села. Рядом с человеком живут здесь его друзья —животные и птицы,— и так мяг­ ки интонации в стихах, посвященных им, во всем зависящим от доброй или злой во­ ли человека! Таковы стихотворения «Выпь закричала», «Охотник меня уверяет», «Ревет в ауле старая верблюдица» и др. О чем бы ни писала А. Баева, очень искреннее, трепетное чувство поэтессы в то же время и очень ненавязчиво, целомуд­ ренно, сдержанно в поэтическом выраже­ нии. Нужно заметить, что это одна из оп­ ределяющих особенностей лирики А. Бае­ вой. Многим ее стихам свойственно и «вос­ хищение чудом, именуемым жизнь», но это не бездумное восхищение, не «поэтиче­ ские восторги», а много раз продуманное и прочувствованное отношение к жизни. Отсюда порой и неудовлетворенность со­ бой, и строгость к себе, серьезное и вдум­ чивое отношение к слову как к чудесному инструменту познания человеческой ду­ ши: Я помню, как в решетах старых Зерно провеивал отец. Возьмет ведерко из амбара. Расстелет полог под навес, И на ветру летит полова. Овсюг усатый, головня... Вот если б так пустое слово Отвеивалось у меня] И хлеб потом куда белее И запашистей пироги. Я не совсем еще умею Сбивать полову со строки. Но все сильней, сильней охота Встать грудью к ветру, Чтоб всегда Бросать, как зерна на решета. Плоды нелегкого труда. Сборник А. Ба вой «Калина-ягода» сви­ детельствует как о творческом росте поэ­ тессы, так и о возрастающей ее требова­ тельности к себе, о поисках слов емких и точных, «чтоб выразить заветное, свое»... Л. ЛИВЕНЦЕВА. Кирилл Богданович. Люди Красного Яра. Красноярск, кн. изд., 1972. «Первая книга сказов про сибирского казака Афоньку» Кирилла Богдановича вышла в 1966 году. В прошлом году по­ явилась «вторая книга сказов»... Завербованный в Тобольске первым красноярским воеводой Андреем Дубен­ ским «на острожное ставление» Афанасий Мосеев, «из вольных», «безденежных лю­ дей», участвует в возведении острога на Красном Яру, несет в нем государеву службу. Это простой, честный, прямой русский человек, способный постоять за правду, сочувствующий угнетенным и оби­ женным. За ум, сметливость и смелость рядовой казак назначен десятником кон­ ной сотни. Его живой и яркий образ про­ ходит через все восемь сказов новой вто­ рой книги. Герой действует на широком историческом фоне, среди разнообразных персонажей — от служилых, посадских, торгово-промышленных и возделывающих пашню людей до атаманов и воевоч Для того, чтобы изобразить важнейшие события в истории молодого Енисейского края, автор «заставляет Афанасия выпол­ нять сложные поручения и наделяет его долгой жизнью, умно действует казак в незнакомой обстановке: разыскивает не вернувшихся из-за Канского острожка с ясачным сбором казаков; «правит посоль­ ство» к киргизскому князьку Ишинею, ко­ торый нарушил присягу на верность рус­ скому царю; отправляется в Даурию (За­ байкалье) с полком енисейского воеводы Афанасия Пашкова осваивать новые зем­ ли и строить города; крепко держится ка­ зачьего круга в годы «шатости великой» (1695—1698), «когда казаки красноярские супротив лихих воевод взбунтовались и троим подряд в воеводстве отказали». Любознательность Мосеева, его стремле­ ние к знаниям раскрыты в сказе «Красно­ ярский летописец»; Афанасий учится гра­ моте у приказного подьячего Богдана Ки- риллыча, радуясь, как ' дитя, успехам в «письменной премудрости». Образ Богдана, влюбленного в книги, тайком от воеводы в своей «украинской избенке» ведущего ле­ топись, тоже жизненно конкретен и убеди­ телен. В Енисейском остроге Афанасий встречается с протопопом Аввакумом, об­ рисованным правдиво и ярко, хотя автор в сказе о нем («Ссылочный невольник») почти не выходит за рамки «Жития прото­ попа Аввакума, им самим написанного», удачно следуя его стилю. Колоритна и фи­ гура предприимчивого, но деспотичного воеводы Пашкова, с полком которого сле­ довал в даурскую ссылку непокорный про­ топоп. Беседуя на берегах Енисея, казац­ кий десятник и раскольничий вождь дивят­ ся богатству и красоте сибирского края. Правдолюбие Мосеева подчеркивается сценой столкновения с енисейским воево­ дой; отсутствие у него национальной не' терпимости — женитьбой на татарке Айше, сына которой, подобранного им в разорен­ ном киргизами улусе, он успел полюбить как родного. После Красноярского бунта, в результа­ те которого вольнолюбивые казаки хоро­ ших воевод все-таки не нажили, престаре­ лый Афанасий, более семидесяти лет от­ служивший в остроге, семнадцать раз ра­ ненный, пал духом и ослабел. Перед смертью, одетый в казацкие доспехи, обо­ шел он молодой город, выстроенный и его мозолистыми руками, полюбовался им с Закачи,некой, сопки, дал наказы многочис­ ленной семье, унаследовавшей от него ка­ зачью профессию. Кирилл Богданович стремится историче­ ски верно показать быт XVII века, образ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2