Сибирские огни, 1973, №10
го для поэтессы, над письменным столом которой висит репродукция с картины ху дожника И. И. Черного «Рожденные бу рей»... Лирический мир А. Баевой щедро насе лен людьми: мы встретим в нем и пастуха, и старую крестьянку, и мальчишек, мечта ющих о подвиге, и горожан, и тружеников села. Рядом с человеком живут здесь его друзья —животные и птицы,— и так мяг ки интонации в стихах, посвященных им, во всем зависящим от доброй или злой во ли человека! Таковы стихотворения «Выпь закричала», «Охотник меня уверяет», «Ревет в ауле старая верблюдица» и др. О чем бы ни писала А. Баева, очень искреннее, трепетное чувство поэтессы в то же время и очень ненавязчиво, целомуд ренно, сдержанно в поэтическом выраже нии. Нужно заметить, что это одна из оп ределяющих особенностей лирики А. Бае вой. Многим ее стихам свойственно и «вос хищение чудом, именуемым жизнь», но это не бездумное восхищение, не «поэтиче ские восторги», а много раз продуманное и прочувствованное отношение к жизни. Отсюда порой и неудовлетворенность со бой, и строгость к себе, серьезное и вдум чивое отношение к слову как к чудесному инструменту познания человеческой ду ши: Я помню, как в решетах старых Зерно провеивал отец. Возьмет ведерко из амбара. Расстелет полог под навес, И на ветру летит полова. Овсюг усатый, головня... Вот если б так пустое слово Отвеивалось у меня] И хлеб потом куда белее И запашистей пироги. Я не совсем еще умею Сбивать полову со строки. Но все сильней, сильней охота Встать грудью к ветру, Чтоб всегда Бросать, как зерна на решета. Плоды нелегкого труда. Сборник А. Ба вой «Калина-ягода» сви детельствует как о творческом росте поэ тессы, так и о возрастающей ее требова тельности к себе, о поисках слов емких и точных, «чтоб выразить заветное, свое»... Л. ЛИВЕНЦЕВА. Кирилл Богданович. Люди Красного Яра. Красноярск, кн. изд., 1972. «Первая книга сказов про сибирского казака Афоньку» Кирилла Богдановича вышла в 1966 году. В прошлом году по явилась «вторая книга сказов»... Завербованный в Тобольске первым красноярским воеводой Андреем Дубен ским «на острожное ставление» Афанасий Мосеев, «из вольных», «безденежных лю дей», участвует в возведении острога на Красном Яру, несет в нем государеву службу. Это простой, честный, прямой русский человек, способный постоять за правду, сочувствующий угнетенным и оби женным. За ум, сметливость и смелость рядовой казак назначен десятником кон ной сотни. Его живой и яркий образ про ходит через все восемь сказов новой вто рой книги. Герой действует на широком историческом фоне, среди разнообразных персонажей — от служилых, посадских, торгово-промышленных и возделывающих пашню людей до атаманов и воевоч Для того, чтобы изобразить важнейшие события в истории молодого Енисейского края, автор «заставляет Афанасия выпол нять сложные поручения и наделяет его долгой жизнью, умно действует казак в незнакомой обстановке: разыскивает не вернувшихся из-за Канского острожка с ясачным сбором казаков; «правит посоль ство» к киргизскому князьку Ишинею, ко торый нарушил присягу на верность рус скому царю; отправляется в Даурию (За байкалье) с полком енисейского воеводы Афанасия Пашкова осваивать новые зем ли и строить города; крепко держится ка зачьего круга в годы «шатости великой» (1695—1698), «когда казаки красноярские супротив лихих воевод взбунтовались и троим подряд в воеводстве отказали». Любознательность Мосеева, его стремле ние к знаниям раскрыты в сказе «Красно ярский летописец»; Афанасий учится гра моте у приказного подьячего Богдана Ки- риллыча, радуясь, как ' дитя, успехам в «письменной премудрости». Образ Богдана, влюбленного в книги, тайком от воеводы в своей «украинской избенке» ведущего ле топись, тоже жизненно конкретен и убеди телен. В Енисейском остроге Афанасий встречается с протопопом Аввакумом, об рисованным правдиво и ярко, хотя автор в сказе о нем («Ссылочный невольник») почти не выходит за рамки «Жития прото попа Аввакума, им самим написанного», удачно следуя его стилю. Колоритна и фи гура предприимчивого, но деспотичного воеводы Пашкова, с полком которого сле довал в даурскую ссылку непокорный про топоп. Беседуя на берегах Енисея, казац кий десятник и раскольничий вождь дивят ся богатству и красоте сибирского края. Правдолюбие Мосеева подчеркивается сценой столкновения с енисейским воево дой; отсутствие у него национальной не' терпимости — женитьбой на татарке Айше, сына которой, подобранного им в разорен ном киргизами улусе, он успел полюбить как родного. После Красноярского бунта, в результа те которого вольнолюбивые казаки хоро ших воевод все-таки не нажили, престаре лый Афанасий, более семидесяти лет от служивший в остроге, семнадцать раз ра ненный, пал духом и ослабел. Перед смертью, одетый в казацкие доспехи, обо шел он молодой город, выстроенный и его мозолистыми руками, полюбовался им с Закачи,некой, сопки, дал наказы многочис ленной семье, унаследовавшей от него ка зачью профессию. Кирилл Богданович стремится историче ски верно показать быт XVII века, образ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2